Как организовать парковку у дома

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как организовать парковку у дома». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Современные застройки часто уже подразумевают готовую стоянку для авто. Но в случае со старыми домами обычно предусмотрена узкая дорога и небольшие «карманы», в которые не помещаются даже автомобили собственников жилья. При этом всегда есть другая свободная территория – детская или спортивная площадка, территория с зелеными насаждениями, выделенное место для мусорного контейнера или установки гаражей, просто пустая территория без определенного предназначения. Поэтому при договоренности со всеми собственниками жилья устроить парковку во дворе вполне возможно.

Как организовать парковку рядом с домом

Первым делом необходимо организовать собрание собственников, на котором будет решаться вопрос о создании парковки.

За организацию парковки и установку ограждающих устройств должны проголосовать не менее 2/3 от общего числа голосов собственников. Только при наличии такого количества голосов вопрос считается решенным положительно, это надо зафиксировать в протоколе. Важно! Если проигнорировать требование заручиться согласием жильцов и начать строительство без него, решение об организации парковки может быть признано недействительным.

Следующий этап — составление проекта. В нем обязательно должны быть отражены следующие важные данные:

  • План территории.
  • План движения транспортных средств, места въезда и выезда.
  • Расположение ограничителей движения.
  • Тип покрытия.
  • План разметки.
  • Места установки специальных знаков и освещения — если это необходимо.

Лучше обратиться в специализированную компанию для составления такого проекта, чтобы не было претензий к его оформлению.

Дальше требуется получить разрешения. Для организации парковки необходимо обратиться в органы местного самоуправления, ГИБДД и органы градостроения и архитектуры. Последние две инстанции можно обойти, но лучше все же заручиться их поддержкой, особенно если планируете в дальнейшем устанавливать специальные знаки (типа «Пешеходная зона» или для ограничения скорости). А вот кого нельзя обойти вниманием перед установкой ограждающих устройств (шлагбаумов и т.п.), так это пожарную инспекцию, поскольку должны быть соблюдены требования к проезду пожарной техники во двор жилого дома.

Итого, для парковки понадобятся следующие документы:

  • Протокол общего собрания собственников.
  • Справка о размерах и расположении участка, стоящего на кадастровом учете — обратите внимание, это тоже значимый фактор, участок должен не просто стоять на учете, но и относиться к конкретному дому.
  • Разрешение от органа местного самоуправления.
  • Проект парковки.

Урок 3. Как организовать платную парковку на придомовой территории

Платная парковка на придомовой территории это элемент благоустройства. На уроке пошагово разберем, какие нужны разрешения и какие документы оформить, чтобы организовать платную парковку. После урока реализуете свое право на организацию платной парковки. Для этого:

  • убедитесь, что земельный участок под МКД сформирован и принадлежит собственникам;
  • закажите проект организации парковочного пространства;
  • получите решение общего собрания;
  • согласуйте устройство парковки с надзорными органами.

О том, как убедиться в принадлежности земельного участка, вы узнали на первом уроке. Остальные шаги рассмотрим сейчас.

Какие требования учесть при организации парковки

Организацию парковки на придомовой территории в составе общего имущества не нужно согласовывать органами МСУ и надзорными органами. Но при этом необходимо соблюсти требования к таким объектам. Иначе при проверке управляющую МКД организацию оштрафуют, парковку предпишут демонтировать.

Если вы планируете на парковке установку шлагбаума, согласуйте его с органом МСУ. Дорожные знаки и разметку нужно согласовать с ГИБДД.

***

При планировании парковки учтите шесть главных требований:

  • стоянка грузовиков с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн в жилой зоне запрещена. Это устанавливает п. 17.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства от 23.10.1993 № 1090;
  • нельзя парковать машины на тротуаре и площадках перед подъездами МКД. Это устанавливает п. 6.5.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170;
  • нельзя устраивать парковку вместимостью до 10 машин ближе 10 метров к дому, если количество машин от 11 до 50 расстояние должно быть не менее 15 метров (см. таблицу). Это установлено СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (табл.7.1.1);
  • места для размещения стоянок должны соответствовать гигиеническим требованиям к санитарно-защитным зонам.
  • запрещается мыть машины на придомовой территории, слива топливо и масло, регулировать звуковые сигналы, тормоза и двигатели. Это указано в п. 2.8 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. № 64;
  • парковка в жилой зоне не должна негативно воздействовать на окружающую среду. Это определено ч.3 ст. 35 ГрК.

Таблица. Разрешенное расстояние от МКД до открытой стоянки

Объекты

Количество машиномест

10 и менее

11-50

51-100

101-300

свыше 300

Фасады жилых домов и торцы с окнами

10 м

15 м

25 м

35 м

50 м

Торцы жилых домов без окон

10 м

10 м

15 м

25 м

35 м

Можно ли выделить на парковке собственное место?

Как организовать парковку во дворе таким образом, чтобы закрепить за собственником отдельное место? П. 10 ст. 12 ФЗ №443 запрещает установку любых конструкций, которые мешают использовать общую парковку и отдельные ее места. Исключение составляют только платные автостоянки.

Читайте также:  Переподготовка военнослужащих в 2024 году в запасе

Таким образом, максимум, что можно сделать – обозначить «свое» место специальной надписью или табличкой, но никакого правового и законного значения такой знак иметь не будет. Все будет зависеть только от того, насколько вы сможете договориться с соседями.

Единственный вариант – оформить так называемое машиноместо. Но на данный момент такая возможность предоставлена только подземным и надземным автопаркингам и местам, которые специально отведены под гаражи. Оформить такое место можно в аренду либо в собственность.

Также следует учитывать, что при создании любой парковки – как в общественном месте, так и на придомовой территории, не менее 10% мест (и не менее 1 места) должны быть закреплены за инвалидами. Это положение внесено дополнениями от декабря 2017 г. в ФЗ №181 от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом за конкретным инвалидом, проживающим в данном доме, может быть закреплено отдельное место, оформленное особым образом, в том числе с использованием специального знака и разметок. И пока это единственное исключение из правил. Для этого инвалид должен лично подать заявку на выделение такого места.

Гостевая и постоянная парковка

Свод правил в области градостроения устанавливает рекомендуемое число парковочных мест при строительстве новых домов. С учетом того, что на 1000 жителей приходится около 343 личных автомобилей (на самом деле больше), застройщик должен предусмотреть размещение автомобилей 25% из них.

Однако нормы являются рекомендуемые, и многие застройщики их игнорируют. Обычно под парковку отдают большую часть двора новостройки, но в дорогих проектах предусматривается подземный паркинг.

Но что делать жителям старых домов, которые построены до начала всеобщей автомобилизации? А если застройщик никак не выделил парковочные места во дворе?

Вообще проблема автомобилизации не имеет однозначного решения. Минимальная площадь парковки на 1 автомобиль – 11,5 квадратных метров, а если в доме проживает 1000 человек, нужно где-то найти почти 4000 квадратных метров. Для понимания, это кусок земли 10 x 40 метров (если ставить машины в 2 ряда, плюс еще проезд нужен). Учитывая, что двор обычно общий для нескольких домов, а жильцов там гораздо больше тысячи, парковка превращается в нерешаемую проблему.

Но даже если такой кусок земли на придомовой территории найдется, его нужно оформить именно как парковку, что не так просто и не дешево.

Места для временной стоянки автомобилей во дворе считаются гостевой парковкой, а жильцы дома должны оставлять свои автомобили на специально отведенных для этого территориях. Такое весьма неоднозначное решение принял недавно Верховный суд.

Естественно, что на сегодняшний день никто не будет проверять, живет ли владелец оставленного авто в этом доме или приехал в гости. Но в будущем проблема может стать более серьезной. Например, в Москве на 5 миллионов зарегистрированных автомобилей приходится 200 тысяч машиномест и гаражей.

Оставить автомобиль на придомовой территории можно в 3 местах:

  • на гостевой парковке (по сути, это любое место во дворе, которое не мешает его жителям, не находится на газоне и не перекрывает въезд-выезд);
  • на постоянной парковке (это уже оформленная по всем правилам и размеченная зона);
  • на собственном машиноместе или в гараже.

Гостевая парковка – это те 1-2 «кармана» во дворе, которых всегда недостаточно. Как оказалось, ставить там авто на ночь нельзя, но это никого не останавливает.

Об оформлении постоянной парковки пойдет речь дальше. Она должна соответствовать СанПиН, быть оформленной по всем правилам, иметь соответствующее покрытие и разметку.

На гостевой и постоянной парковке нельзя «закрепить» за собой какое-то место, разве что в устной договоренности между жильцами. Но если оно будет оформлено уже как машиноместо, претензий к его владельцу точно не возникнет.

Как выделить свое личное место

Даже создав постоянную стоянку во дворе по всем правилам, выделить на ней личные места конкретным собственникам нельзя, ведь земля принадлежит всем в равной степени.

С другой стороны, законодательство с 2017 года выделяет машиноместа как полноценные объекты недвижимости. Сделано это было для владельцев мест в крытых и подземных паркингах, которые до этого тоже довольствовались только долевой собственностью.

Теоретически выделить себе личное место во дворе возможно. Для этого нужно «всего лишь» получить согласие 2/3 собственников квартир на общем собрании. Понятно, что вряд ли кто-то за это проголосует, ведь после этого участок перейдет из общей собственности в частную и будет стоить уже сотни тысяч рублей.

Но если каким-то образом одному человеку удалось оформить в собственность машиноместо (например, дом небольшой и мест хватило всем, или он заплатил остальным жильцам), то машиноместо становится полноценным объектом недвижимости – с кадастровым номером и начислением налога на недвижимость.

Порядок оформления такой же, как и в других случаях: получить протокол собрания жильцов, где 2/3 проголосовали за такое решение, подать заявление в местную администрацию, оплатить услуги кадастрового инженера, госпошлину и подать заявление в Росреестр.

На собственном машиноместе можно устанавливать любые средства защиты вроде блокираторов – это частная территория и никто не запретит владельцу этого.

Что делать, если не хватает парковочных мест на придомовой территории?

Если парковочных мест во дворе дома не хватает, то собственники могут подать заявление с предложением об организации парковки в органы государственной и муниципальной власти. Конечно, индивидуальное место для парковки автомобиля собственнику не дадут. Но могут рассмотреть вариант организации общей парковки на муниципальной земле.

Читайте также:  Кому положена единовременная выплата пенсионерам вышедшим на пенсию в 2024 году

Если всё хорошо и на выбранном земельном участке можно делать парковку, то двор включат в программу по благоустройству. Сроки выполнения работ зависят от комплексной программы по благоустройству района.

После того как оборудуют парковку, необходимо проследить, чтобы её поставили на кадастровый учёт, иначе через несколько лет её могут снести и построить здесь что-то другое, например, детский сад.

Правила организации парковочного места

Первый и самый важный момент – выбирать способ использования придомовой территории могут только жильцы этого дома, а если быть точнее – только собственники квартир и их наследники, арендаторы квартир не имеют в данном случае право голоса.

Следующий шаг (если это не было сделано ранее) – необходимо поставить землю на кадастровый учет.

Происходит это в соответствии с нормами Жилищного кодекса:

· организуется общее собрание владельцев квартир;

· на собрании принимается решение – что именно парковка будет организована на данной территории;

· чтобы действия жильцов были законными – за данное решение должно проголосовать большинство собственников (меньшинство не может принимать подобных решений, которые в дальнейшем будут касаться всех жителей дома);

· все решения нужно запротоколировать и заверить подписями всех присутствующих.

И только после этого можно приступать к проектированию, планированию и непосредственно строительству парковки.

Правила расположения парковочных площадок регламентированы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 («Санитарно-защитные зоны») и «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008). Согласно санитарному законодательству, открытая стоянка на 11-50 машин должна располагаться не меньше чем в 15 метрах от фасада жилого дома с окнами, если речь идет о числе машин от 51 до 100, то в 25 метрах. Отсюда – самый распространенный формат – от 20 до 100 автомобилей. Автостоянки на меньшее число машин мы не рассматриваем, их строить невыгодно, а если количество машин от 101 до 300, в дело вступает упомянутый техрегламент, предписывающий размещать открытые площадки такой вместимости не меньше чем в 50 метрах от жилых домов (ст. 72. п. 3.). То есть это уже, скорее всего, будет не придомовая территория.

Мы не случайно даем подробные ссылки на техрегламент: это ключевой документ. Перед принятием решения о строительстве парковки, техрегламент нужно внимательно изучить на предмет того, можно ли вписать парковочную площадку. Потому что если не соблюсти указанные в нем требования (главное из них – возможность беспрепятственного проезда пожарной машины), о легальной автостоянке можно забыть. Основное, что следует учесть, это пожарные проезды к зданиям. Если здание меньше 28 метров в высоту (девять этажей), допускается предусматривать один пожарный проезд не меньше шести метров в ширину, если выше – их должно быть два или больше. Можно организовать пожарный проезд непосредственно по территории парковочной площадки, но в этом случае ее покрытие должно выдерживать нагрузку от тяжелой техники. Итак, если в обозначенные нормативы вписались, двигаемся дальше.

Шаг второй. От заявления до выделения участка

Итак, подписи под протоколом собраны, рядовые автовладельцы могут откладывать деньги на участие в строительстве. В дело вступает уполномоченный. Он должен предоставить в районный отдел КЗРиЗ собственно заявление и добрый десяток справок (перечислять их не будем – они все обозначены в уже упомянутой нами инструкции). Если заявление принято, представители райотдела в трехдневный срок обязаны сформировать дело по земельному участку и провести полевое обследование: съездить и посмотреть – как этот участок используется, а также что на нем расположено (ограждения, шлагбаумы, временные сооружения, элементы благоустройства). Опускаем подробности, тем более что они описаны в нормативных документах. Итогом переписки чиновников должно стать уведомление о передаче в общую долевую собственность жильцов искомого земельного участка. Но это идеальный случай. Если город имеет виды на землю (например, планируется застройка), чиновники предложат заключить долгосрочный договор аренды.

«Последнее в практике случается значительно чаще, – комментирует Антон Вендт, – в этом случае арендная ставка рассчитывается по методикам КУГИ исходя из градостроительной ценности территории». Если освещать данный нюанс подробно – это на целую брошюру, однако отметим, что в центральных районах подобные ставки могут оказаться фактически запретительными, хотя для «классического» спального – они как правило вполне гуманны.

Срок прохождения этой инстанции – от одного месяца (если межевание проводилось ранее) до полугода (зависит в том числе и от расторопности уполномоченного представителя ТСЖ, который должен заключать договор с геодезистами). Между тем случаются ситуации, когда проведение межевания территории итак уже запланировано, например, на следующий год. И это сразу две новости: плохая – что процесс никак не ускорить и придется ждать, хорошая – для ТСЖ топогеодезические работы будут бесплатными.

Правила парковки и права жильцов

Придомовая территория считается собственностью жильцов. Распорядиться ею они могут на основании коллективного решения. Как сделать во дворе парковку по закону? Необходимо собрание граждан, проживающих в доме, не менее 2/3 от общего числа, на котором утверждается протокол об организации парковочных мест.

Инициативная группа из жильцов должна обратиться с документом в Земельный комитет по месту проживания, чтобы получить разрешение на регистрацию выделенной территории.

В заявлении указываются:

  • реквизиты комитета;
  • личные данные заявителя/заявителей;
  • адрес дома и просьба о формировании границ и площади придомового участка;
  • ссылка на протокол.

Можно ли законно во дворе дома отгородить собственное парковочное место?

Согласно действующему законодательству, единственный вариант законного ограждения собственной парковки – это приватизация земельного участка. Причем он должен быть специально предназначен для оставления автомобиля – приватизировать часть газона под парковку не получится.

Читайте также:  Договор купли-продажи лодки( маломерного судна в 2024 году между физическими лицами, мотора

Решение об оформлении части общей парковки в частную собственность принимают на общем собрании жильцов. Если специально оборудованного места для автомобилей проектом не предусмотрено, жильцы также на собрании могут принять решение о необходимости такого благоустройства.

Для успешного решения вопроса нужно соблюсти условия:

  • выделить себе парковочное место могут только собственники жилья;
  • для обособления места под авто сначала потребуется провести межевание придомовой территории, подготовить план по размещению парковки;
  • получить не менее ⅔ голосов всех собственников жилья (ст. 46 ЖК РФ).

Если специальных мест под парковку нет, то на собрании нужно выбрать представителя от жильцов дома, который займется согласованием этого вопроса с муниципальными органами власти. Кроме этого, рекомендуется заранее обсудить все вопросы по парковке и оформить решения в протоколе. К примеру, не помешает договориться с соседями о том, будет ли охраняться парковка, если да, то как будут оплачиваться услуги охраны, можно ли будет сдавать машиноместа в аренду и пр.

Актуальное законодательство позволяет собственнику квартиры юридически закрепить за собой парковочное место: причем, как во временное, так и в постоянное пользование. Однако для этого придется провести общедомовое собрание и получить согласие минимум ⅔ собственников. К сожалению, на практике такой вариант практически невозможен.

Как вариант, можно договориться о сооружении большой парковки за счет всех жильцов с делением её на персональные машиноместа. Но такой проект затратный как по финансовым, так и временным затратам.

Правила парковки во дворах жилых домов регулируются ПДД. Согласно разделу 26. 2 нельзя оставлять автомобиль на придомовой территории, если:

  • он занимает газон, тротуар или детскую площадку;
  • это место не оборудовано под стоянку;
  • он загораживает проезд другим, стоит на повороте или во втором ряду;
  • двигатель включен больше 5 минут;
  • на расстоянии менее 5 м есть мусорные контейнеры;
  • это грузовик, который находится от здания меньше чем за 50 м;
  • его вес составляет больше 3,5 тонны;
  • он стоит на расстоянии меньше 10 м от служебных выходов, гаражей, ворот.

Также водитель обязан соблюдать дистанцию от автостоянок открытого типа до фасадов жилых домов и торцов с окнами. Эти нормы четко определил СанПиН:

  • до 10 машин – не меньше 10 м;
  • от 11 до 55 машин – не меньше 15 м;
  • от 55 до 100 машин – не меньше 25 м.

Можно ли приватизировать место для парковки во дворе?

Законодательство РФ предусматривает возможность для собственников жилья приватизировать парковочное место во дворе дома. Если грамотно подойти к решению проблемы, то уже спустя непродолжительное время вы станете обладателем личного пространства для собственного транспортного средства.

Необходимо выполнить следующие действия:

  • Получить кадастровый номер, который выделяется участку при постановке на кадастровый учет.
  • Разработать проект стоянки.
  • Приватизировать придомовую территорию.
  • Провести общее собрание собственников жилья, на котором не менее 75% жильцов дадут свое согласие на организацию парковки.
  • Написать в УК заявление с просьбой оборудовать парковку.
  • Получить согласие надзорных органов (Роспотребнадзора и т.д) на оборудование стоянки во дворе жилого дома.

Помимо этого потребуется оплатить государственную пошлину в размере 100р для получения о кадастровом номере.

Если все этапы были осуществлены в соответствии с законодательной базой РФ, то спустя непродолжительное время во дворе дома будет оборудована стоянка для транспортных средств жильцов. В дальнейшем, собственники жилья в добровольном порядке определяют количество и расположение мест на новой парковке.

Нюансы парковки во дворе

Нормативные акты жестко регламентируют правила парковки автомобилей во дворах. Но существует несколько нюансов, которые необходимо учитывать автовладельцам. Это позволит отстаивать свои права в случае неправомерных действий других собственников или же представителей власти. К таким моментам следует отнести:

  • Штраф за парковку на тротуаре составляет 2000р и грозит эвакуацией ТС. Но ПДД разрешают парковку на тротуаре в том случае, если расстояние для прохода пешеходов составляет не менее 2 м между домом и припаркованной машиной.
  • Также КоАП запрещает сквозное движение через придомовую территорию. Но чтобы избежать штрафа за принятое решение необходимо двигаться со скоростью не более 20 км/ч. А также совершить остановку на несколько секунд в разрешенном для этого месте. В этом случае автомобилист не попадает под классификацию нарушения «сквозная езда». А лишь двигается с разрешенной скоростью по придомовой территории, соблюдая правила стоянки во дворах многоквартирных домов.

Советы по организации парковки

Организация парковки на придомовой территории – важный вопрос для жильцов многоквартирных домов. Несколько советов помогут правильно организовать парковку машин:

  • Определите зоны для парковки. Рекомендуется выделить отдельные зоны для жильцов и гостевых машин.
  • Установите правила парковки, объявив их на доске объявлений или разослав рассылку по электронной почте. Укажите, какие места являются личными, а какие – для общего пользования.
  • Расскажите жильцам о правилах парковки и ответственности за их нарушение. Не забудьте, что неправильно припаркованные машины могут затруднить доступ к детской площадке или нарушить санитарный режим двора.
  • Если нарушаются правила парковки, можно написать жалобу в орган, ответственный за организацию автостоянок на территории муниципалитета.
  • Установите знаки, указывающие на парковочные места и запрет на парковку в определенных зонах. Также можно использовать кадастровый план территории для определения прав собственности на места во дворе.
  • Постоянно обеспечивайте контроль за соблюдением правил парковки. Это поможет избежать нарушений и конфликтов между жильцами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *