Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалоба в порядке надзора по административному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Некоторые вопросы вызывает соотношение процедур обжалования постановления об административном правонарушении (гл. 30 КоАП) и подачи надзорной жалобы по административному делу (гл. 36 КАС). Схожесть в названии может ввести в заблуждение относительно их роли в процессе обжалования судебных актов.
Соотношение гл. 30 КоАП РФ и 36 КАС РФ
Пояснения относительно порядка их применения дал в т. ч. Ленинградский областной суд. В определении от 18.02.2016 № 33А-722/2016 он указал, что круг вопросов, подлежащих разрешению по нормам КАС, установлен ст. 1 названного кодекса.
Составление жалобы по КоАП РФ в порядке надзора в Екатеринбурге
Составление такого процессуального документа как надзорная жалоба по КоАП РФ является делом ответственным. Очень важно грамотно в соответствии с требованиями КоАП РФ составить такой документ, ведь судья не будет никого заслушивать, а будет только изучать то, что указано в надзорной жалобе и на основании этого принимать решение.
Адвокаты нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» всегда готовы оказать помощь в составлении надзорной жалобы по КоАП РФ. Мы не просто знаем, как правильно оформлять такого рода жалобы, но и имеем реальную практику в подготовке таких процессуальных документов.Обратившись к нашим адвокатам, Вы можете рассчитывать на составление надзорной жалобы в кратчайшие сроки в соответствии с требованиями закона.
Сроки и порядок рассмотрения
Рассмотрение надзорной жалобы занимает 30 дней с момента ее передачи в суд. Время прохождения документа между инстанциями на сегодняшний день никакими законодательными нормами не ограничен. При подаче жалобы из мест заключения (обычно подобное встречается в , а не административных делах) срок передачи документа в суд занимает больше месяца.
При суд может:
- отказать в ее принятии (аргументировав это тем, что не видит никаких нарушений, допущенных предыдущей судебной инстанцией);
- начать надзорное рассмотрение дела — в любом случае гражданина, подавшего жалобу, должны оповестить о том, какое решение вынес суд.
в порядке надзора
27 июня 2009 года судья районного суда г.Москвы рассмотрев апелляционную жалобу ФИО на постановление мирового судьи — го судебного участка района г.Москвы от 15 мая 2009 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 ст.12.26 КоАП РФ, решил: постановление мирового судьи — го судебного участка района г.Москвы от 15 мая 2009 года в отношении ФИО о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ в виде лишения права управления транспортным средством на срок 1 год 6 месяцев оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.
С определением суда я не согласен по следующим основаниям:
В решении сказано, «основанием привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ является зафиксированной в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный должностному лицу ГИБДД при наличии для этого законного повода». Согласно статьям 27.12, 27.13 КоАП РФ, инспектор имеет право потребовать прохождения медицинского освидетельствования на месте, если обнаружит признаки опьянения. В протоколе КГ № инспектор в графе признаки опьянения указал «резкий запах алкоголя изо рта». Однако, в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения № в графе 11 указано «Запаха алкоголя или другого вещества (какой именно) нет, речь не нарушена». Из выше сказанного, можно сделать вывод, что требование инспектора на прохождение медицинского освидетельствование были незаконны.
В решении также указано, что «довод ФИО об отсутствии понятых объективно ничем не подтвержден». Однако, у меня не было такой возможности самостоятельно подтвердить мои доводы об отсутствии понятых, в связи с чем мной и было сделано ходатайство в апелляционной жалобе о вызове в качестве свидетелей двух понятых. Ходатайство судом было проигнорировано, чем были нарушены мои права на законное и обоснованное решение суда. А также статьи 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном рассмотрении дела.
На основании выше изложенного, а также руководствуясь ст.ст.1.5, 1.6, 30.1, 30.3, 30.7, 30.9, 30.10 КоАП РФ
Срок подачи и рассмотрения жалобы
В КАС РФ определены несколько сроков, на основании которых следует строить работу по обжалованию:
- В части 2 статьи 333 установлен срок подачи жалобы. Он составляет 3 месяца с даты вступления в силу акта, который обжалуется. Срок может быть восстановлен в случае пропуска.
- Срок рассмотрения жалобы на основании статьи 336 КАС РФ, то есть от момента поступления до окончания единоличного рассмотрения судьёй. Стандартный период — 2 месяца, но если судья запросит материалы дела на исследование, то он может быть увеличен до 5 месяцев.
- Срок рассмотрения на основании части 5 статьи 340 КАС РФ, то есть с момента вынесения определения о принятии жалобы. Решение принимается не позднее, чем в двухмесячный срок.
Апелляционная жалоба по административному делу
Данная жалоба может быть подана лицами, которые непосредственно участвовали в деле, а также их представителями. Кроме того, апелляционную жалобу по административным делам вправе подать лица, чьи права были затронуты решением суда, даже если они не являются участниками дела. Апелляционная жалоба по административным делам должна содержать:
- наименование судебного органа, куда она адресована;
- полные данные о заявителе, с указанием ФИО и адреса проживания или местонахождения;
- полные сведения других лиц, принимающих участие в рассмотрении дела, в том числе ФИО или наименование организации, а также адрес проживания или местонахождения;
- наименование судебного органа первой инстанции, рассматривающего дела по существу и вынесшего решение;
- суть принятого судом первой инстанции решения;
- указать требования — в жалобе должно быть подробно описано, с чем именно не согласен заявитель, приведены соответствующие аргументы и доказательства, подтверждающие правомочность его намерений обжаловать приговор; требования в жалобе должны быть четко сформулированы — отменить решение суда, изменить решение суда полностью или в его части, принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение;
Порядок рассмотрения в суде
Когда надзорная жалоба (например, на постановление Роспотребнадзора об административном нарушении) принята к производству, суд уведомляет об этом других участников процесса.
Важно! Оспаривание решения в надзорном порядке не требует уплаты госпошлины.
При подаче в Верховный суд на рассмотрение отводится:
- два месяца (без истребования дела);
- три месяца (при необходимости истребования, отсчитывается с даты поступления в Верховный суд);
- продление на срок не более двух месяцев – осуществляется Председателем Верховного суда или его заместителем и зависит от сложности дела.
По итогам исследования может принято одно из следующих решений:
- Оставить обращение без рассмотрения.
- Оставить постановление без изменений.
- Изменить одно либо несколько определений суда.
- Отменить полностью либо частично.
После отмены также возможно несколько вариантов развития событий. Дело могут отправить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В других случаях заново проводится разбирательство в апелляционном или кассационном порядке. Иногда надзорная инстанция решает полностью закончить производство.
Когда постановление обжалуют в порядке надзора
Надзорная жалоба по административному делу подается при неудовлетворительном результате рассмотрения апелляции и кассации. Для направления заявления должны быть веские основания. Перечислим некоторые из них.
- Не были до конца изучены обстоятельства дела.
- Не были приняты во внимание все представленные доказательства.
- Во время разбирательства присутствовали противоречия, неточности, нарушения законодательства.
- Заслушивались ложные показания по делу.
- Использованные доказательства были ошибочными.
- В деле не соблюдена презумпция невиновности, очевидна предвзятость судей.
- Основанием для постановления стали только бумаги, сформированные должностными лицами.
Если имеют место одно или несколько условий, обвиняемый может обжаловать постановление по административному делу. Кроме него самого, обратиться в надзорную инстанцию могут представитель или защитник этого лица либо пострадавший.
Как уже упоминалось, невозможно несколько раз обжаловать решение суда по одному и тому же основанию. Однако повторное обращение по другому основанию будет правомерным.
Апелляционное обжалование по административным делам
При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу. Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.
Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.
При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.
Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.
Подача жалобы по административному делу в Верховный Суд РФ
Существует целый ряд ситуаций, в которых можно обжаловать ранее принятый вердикт по административному делу. Однако для обращения в Верховный Суд у гражданина должны быть веские основания – в противном случае его жалоба будет отклонена еще до рассмотрения.
Наиболее распространенными поводами для обращения являются:
- судья, который принял спорное решение, не изучил все предоставленные клиентом доказательства в достаточной степени;
- остались обстоятельства, которые не были учтены во время предшествующих доследований;
- имело место несоблюдение норм российского законодательства;
- в ходе рассмотрения дела были допущены неточности, а после вынесения вердикта остались сомнения и противоречия;
- доказательная база дела является ложной или содержит грубые ошибки;
- имели место лжесвидетельствования, и автор жалобы готов привести доказательства этого факта;
- суд принял решение, основываясь на документах, которые были предоставлены должностными лицами, относившимися к обвиняемому предвзято.
Основания для подачи надзорной жалобы по административному делу
Если гражданин или организация не согласны с решением по вменяемому правонарушению, они или их защитник могут подать соответствующую жалобу. Используя такой законный инструмент, как надзорная жалоба по административному делу, судебное решение опротестовывается уже после того, как оно вступает в силу.
Выделим несколько причин для использования протеста:
- по мнению защиты, доказательства были рассмотрены в суде не в полном объеме, суд не учел всех обстоятельств, при рассмотрении были допущены нарушения и пр.;
- недоказанная вина, сомнения по отношению к показаниям и рассматриваемым доказательствам.
Причиной протеста может стать несоблюдение, по мнению защиты, процессуальных действий и пр.
Статья 30.3 КоАП РФ. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
- Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
- В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
- Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
- Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Статья 30.7 КоАП РФ. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом. - Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
- При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.