Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водный налог какой налог федеральный или региональный». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водный налог относится к числу федеральных
налогов. Ранее водный налог фактически
взимался в форме платы за пользование
водными объектами на основании
соответствующего Федерального закона
от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование
водными объектами» (закон утратил силу
с 1 января 2005 г.).
Основным нормативным актом, обеспечивающим
правовое регулирование уплаты водного
налога, с 1 января 2005 г. является часть
вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги»
гл. 25.2 «Водный налог»).
Налогоплательщикамиводного
налога признаются организации и
физические лица, осуществляющие
специальное и (или) особое водопользование
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Объектами налогообложенияпризнаются
следующие виды пользования водными
объектами:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Налоговая база по каждому виду
водопользования, признаваемому объектом
налогообложения, определяется
налогоплательщиком отдельно в отношении
каждого водного объекта. В случае если
в отношении водного объекта установлены
различные налоговые ставки, налоговая
база определяется налогоплательщиком
применительно к каждой налоговой ставке.
Налоговым периодомпризнается
квартал.
Налоговые ставки дифференцированы в
зависимости от бассейнов рек, озер,
морей и экономических районов и целей
водозабора. Их размеры определены в ст.
333.12 НК.
Единый налог на вмененный доход — ЕНВД
Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Специальные налоговые режимы
Специальные налоговые режимы устанавливаются для всей России, но региональные законодательные органы власти могут решать, кто вправе их использовать и на каких условиях.
К таким налоговым режимам относится единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход находится в ведении муниципалитетов.
Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН. Индивидуальные предприниматели и хозяйства, которые разводят животных и выращивают овощи и фрукты, могут платить единый сельскохозяйственный налог вместо нескольких налогов на прибыль (или НДФЛ для ИП) и имущество. Так можно, только если больше 70% дохода связано с сельскохозяйственной деятельностью.
Для рыбных хозяйств и ИП есть дополнительное ограничение: за последние 2 года на предприятии должно работать не больше 300 работников.
Чтобы перейти на ЕСХН, подавайте заявление до 31 декабря. Новый порядок расчета будет со следующего года. Также перейти на ЕСХН можно в первые 30 дней после регистрации ИП или организации.
Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.
Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.
Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.
Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.
Региональные и местные налоги
Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.
Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города — субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).
Код бюджетной классификации (КБК) используется для идентификации налогового платежа при уплате водного налога. Каждый вид налога имеет свой уникальный КБК, который используется в целях исчисления и уплаты налога.
Кто определяет КБК?
Коды бюджетной классификации устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Каждый вид налога имеет свой КБК, который определяется с учетом его особенностей и целей. Для определения правильного КБК необходимо обратиться к соответствующему нормативно-правовому акту или консультации специалистов.
Как определить КБК водного налога?
Водный налог является региональным налогом и порядок его использования и уплаты устанавливается региональным законодательством. Для определения КБК водного налога необходимо обратиться к действующему региональному закону о налоге или обратиться к налоговой службе вашего региона.
Что признается объектом налогообложения водного налога?
Объектом налогообложения водного налога признается водный объект – это любое естественное или искусственное образование, содержащее воду, включая реки, озера, пруды, водохранилища, водопроводные и канализационные системы и другие.
Какой период является налоговым периодом водного налога?
Налоговый период водного налога определяется региональным законодательством. Обычно налоговый период составляет один календарный год, но могут быть и другие варианты. Необходимо обратиться к региональному закону о налоге или налоговой службе для определения налогового периода в вашем регионе.
Кто обязан уплачивать водный налог?
Уплатой водного налога обязаны быть налогоплательщики, осуществляющие использование водных ресурсов. Условия и порядок уплаты налога определены региональным законодательством. Налогоплательщики должны уплачивать налоги в соответствии с установленными сроками и отчитываться о налоговых платежах в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Как платить водный налог?
Водный налог платится в форме денежных средств. Сумма налога определяется на основе ставок, установленных региональным законодательством, и объема использования водных ресурсов. Налогоплательщики должны выполнять обязанности по уплате налога в соответствии с требованиями законодательства вашего региона.
Федеральный водный налог: основные аспекты налогообложения
Основной объект налогообложения — водные объекты, включающие в себя реки, озера, водохранилища, каналы и другие водные возможности. Размер налога определяется в зависимости от площади объекта, его категории и уровня использования.
Доходы, полученные от федерального водного налога, направляются на решение важных задач в области водных ресурсов. Это включает строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений, улучшение системы водоснабжения и водоочистки, а также разработку экологических программ.
Возможность налогообложения водных объектов на федеральном уровне обеспечивает координацию действий между регионами и обеспечивает единообразие в подходе к водным ресурсам. Однако некоторые критики этого налога указывают на его высокую ставку, которая может негативно сказаться на владельцах небольших водных объектов или привести к их неправильному использованию.
Налоговая ставка | Уровень использования | Годовой налог на водный объект |
---|---|---|
до 1000 рублей | нулевой | 0 рублей |
1001-5000 рублей | низкий | 5000 рублей |
5001-10000 рублей | средний | 10000 рублей |
более 10000 рублей | высокий | 20000 рублей |
Таким образом, федеральный водный налог играет важную роль в регулировании использования водных ресурсов в России. Он обеспечивает финансовую поддержку для развития водного хозяйства и охраны окружающей среды. Несмотря на некоторые критики, этот налог считается неотъемлемым инструментом в управлении водными ресурсами и обеспечивает координацию действий на федеральном уровне.
Федеральные налоги (ФН)
Федеральные налоги (ФН) в России являются одной из форм оплаты гражданами и юридическими лицами налогами. Они классифицируются как налоги, указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Основная разница между федеральными налогами и сборами заключается в том, что налоги уплачиваются физическими и юридическими лицами в определенном размере в зависимости от доходов, имущества или иных факторов, а сборы являются обязательными платежами в пользу государства или местных органов власти, которые могут устанавливаться определенным образом без учета доходов или имущества плательщика.
ФН включают в себя налоги, уплачиваемые физическими лицами, такие как налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество физических лиц, налог на вмененный доход. Также, ФН включают в себя налоги, которые уплачиваются юридическими лицами, такие как налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и другие.
Федеральные налоги устанавливаются и исчисляются на федеральном уровне, применяются ко всей территории России и взимаются органами федеральной налоговой службы (ФНС), которые осуществляют контроль над их соблюдением и взиманием.
Таким образом, ФН имеют свои характеристики и отличаются от международных налогов или сборов, региональных налогов и местных налогов, которые имеют определенные особенности и условия исчисления и уплаты.
Порядок уплаты налогов и сборов
Если исчисление налога происходит за определенный налоговый период, то и для его уплаты отведены специальные сроки.
Универсальных сроков для уплаты федеральных налогов и сборов не существует.
Каждый раз необходимо сверяться с нормами НК РФ.
При этом могут использоваться привязки к календарным датам или целому периоду времени, а также указания на конкретное событие или действие.
Не всегда налогоплательщик сам определяет дату платежа. Когда расчет суммы налога лежит на налоговой службе, то обязанность перечислить деньги в бюджет возникает только после получения уведомления.
Но один принцип уплаты налогов неизменен: за просрочку назначаются штрафные санкции. И налогоплательщик будет обязан перечислить в бюджет не только сумму налога, но и дополнительные платежи, такие как штрафы и пени.
При невыполнении требования налоговой инспекции средства для погашения задолженности будут взыскиваться принудительно.
Комментарий к ст. 13 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает перечень федеральных налогов и сборов.
В статье 13 НК РФ указаны шесть федеральных налогов (НДС, регулируемый главой 21 НК РФ, НДФЛ, регулируемый главой 23 НК РФ, налог на прибыль, регулируемый главой 25 НК РФ, налог на добычу полезных ископаемых, регулируемый главой 26 НК РФ, водный налог, регулируемый главой 25.2 НК РФ, а также акцизы, регулируемые главой 22 НК РФ) и два федеральных сбора (государственная пошлина, регулируемая главой 25.3 НК РФ, и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, регулируемые главой 25.1 НК РФ). Круг налогоплательщиков (плательщиков сборов), элементы налогообложения применительно к каждому из них установлены отдельными главами части второй НК РФ.
Отметим, что как федеральные налоги следует рассматривать и специальные налоговые режимы.
Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.
Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:
-
при заборе воды мира;
-
при использовании акватории;
-
при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
-
при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;
-
при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.
Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:
-
с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
-
с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.
Основная характеристика и различия
Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.
Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.
Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:
- федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
- региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
- местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).
Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.
Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.
Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.
Налог на доходы физических лиц
Среди видов федеральных налогов представленная разновидность занимает первое место по значимости и финансовой составляющей. Именно НДФЛ занимает более половины полученных налоговых отчислений в стране.
Отвечая на вопрос: НДФЛ – какой налог (федеральный или региональный) – можно смело утверждать, что представленный вид сбора носит повсеместный характер, а значит, федеральный. Сбор представляет собой процентную ставку от всех получаемых гражданами России доходов – основная заработная плата, подработки, полученный доход от продажи имущества (с определенными условиями оплаты), а также выигрыши и прочие поступления на счета.
НДФЛ – это федеральный налог, который не следует путать с местным или региональным сбором. В отношении его установлена процентная ставка в размере:
- 9% – на полученные дивиденды до 2015 года в отношении физических лиц, а также на доходы по ипотечным покрытиям до 2007 года;
- 13% – ставка действует на полученные доходы от различных видов трудовой деятельности;
- 15% – на полученные дивиденды до 2015 года, налогоплательщиками выступают организации-резиденты России;
- 30% – ставка действует на все доходы для нерезидентов России;
- 35% – на определенные виды выигрышей и призов.
В представленной ситуации устанавливается календарный год в качестве отчетного периода. Подача декларации о полученных доходах осуществляется до 30 апреля следующего за отчетным периодом.
Федеральный налог НДФЛ имеет определенные отличия для граждан и организаций, что представлено в таблице.
Физическим лицам | Индивидуальным предпринимателям | Юридическим лицам | |
Плательщики | Резиденты России и нерезиденты | Физические лица, зарегистрировавшие свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя | – Российские организации; – Индивидуальные предприниматели; – Нотариусы, занимающиеся частной практикой; – Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты; – Обособленные подразделения иностранных организаций в РФ |
Налоговая база | – Вознаграждения, полученные не от налоговых агентов; – Суммы от продажи собственности, если во владении физическое лицо было менее 3 лет; – Суммы, полученные от источников, находящихся заграницей; выигрыши и призы; – Суммы от продаж рукописей, картин и прочих предметов, полученных физическим лицом по факту наследования; – Суммы, полученные на основе договора дарения. | – Весь полученный доход от предпринимательской деятельности. – Доход = выручка – расходы, подтвержденные документально. | Все доходы от деятельности, полученные налогоплательщиком |
Порядок расчета | Ставка налога * налоговая база (сумма дохода) | – С подтверждением расходов: доход * 13%. – Без подтверждения расходов: Выручка * 20%. | Налогооблагаемая база = полученный доход – налоговые вычеты. Налог = налогооблагаемая база * ставка налога |
Налоговые ставки | Действуют вышеуказанные ставки | – 13% – используется при расчете полученной прибыли; – 20% – используется при отсутствии возможности документального подтверждения расходов | – 20% на налог от прибыли в определенных структурах; – 13% – на доход с документальным подтверждением расходов |
Уплата налога | Подача декларации – до 30 апреля, оплата налогов – до 15 июля | Подача декларации – до 30 апреля года, последующего за отчетным периодом. Авансовые платежи вносятся: – Не позднее 15 июля за период с января по июнь текущего года; – Не позднее 15 октября за период июль-сентябрь; – Не позднее 15 января за период октябрь-декабрь. | До 1 апреля необходимо подать налоговую декларацию |
Кто и на каких основаниях платит водный сбор
Водный налог кратко описан в статье 333.8 Налогового Кодекса. Налогоплательщиками водного налог признаются юр- и физлица (считая бизнесменов), использующие воду в сферах, где необходимо разрешение (это называют особое водопользование).
К особому водопользованию относят применение разнообразной техники (инструментов, приспособлений для работы на воде). Для законности подобных операций выдают лицензию.
Согласно НК РФ, водный налог не уплачивают фирмы и лица, с правом обращения резервов согласно контрактов. Решения о заключении контрактов имеют право принимать:
- члены Правительства России;
- муниципалитет и исполнительные органы власти.
Виды работ, не попадающие под обложение водным сбором:
- ирригация полей и пастбищных угодий;
- тушение пожаров;
- обустройство лагерей летнего пребывания и санаторно-курортных зон для ветеранов, детей, лиц с инвалидностью на землях, примыкающих к воде;
- пользование земель для промысловой охоты и рыболовства;
- иные работы, сопряженные с государственными интересами.
Виды налогов по методу взимания
Все налоги по методу взимания могут быть двух типов. Бывают виды налогов прямые и косвенные:
- При прямом методе налог взимают с любого дохода (прибыли) или имущества. Субъект и объект налогообложения при этом совпадают, а процент ставки напрямую будет зависеть от стоимости имущества или размера дохода. Прямые налоги в строгом порядке должны платить все граждане нашей страны, а обложению при этом подлежит доход (прибыль организации) или имущество. Они появились намного раньше косвенных. Сейчас к ним относятся несколько выплат: подоходный налог, налог на прибыль от деятельности организации (предприятий), имущественный налог, налог на получение наследства или дарения (налог начинают выплачивать при вступлении в право наследования) и налог на добычу природных ресурсов (добыча и использование полезных ископаемых). Для такого налогообложения объектом всегда будет доход или имущество. Каждый гражданин нашей страны обязан регулярно выплачивать прямой налог, иначе судебные приставы будут привлекать нарушителя к ответственности и назначать ему соответствующие санкции и штрафы.
- Косвенные виды налогов являются прибавкой к установленной цене продукта или услуги, которые мы приобретаем. Компания производит продукт на своем предприятии и устанавливает на него цену вместе с надбавкой, которую потом отдает в бюджет страны. Этот вид налога бывает разделяется на: налог на добавленную стоимость (прибавка к цене продукта), акцизы (например, за алкогольную продукцию) и таможенные пошлины.
Виды налогов в России
Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.
Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:
Вид обязательства | Наименование |
Федеральные |
|
Региональные |
|
Местные |
|