Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда началась приватизация земли в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Глава ВТБ Андрей Костин в апреле предложил провести масштабную приватизацию в России. Он отметил, что санкции бьют по российской экономике слишком сильно. В то же время отечественный бизнес накопил достаточное количество денег для инвестиций. Поэтому, по мнению банкира, приватизационная программа сможет пополнить бюджет и привлечь новые идеи в экономику.
Какие земли можно получить бесплатно?
Итак, «Дачная амнистия» предполагает безвозмездную передачу в собственность земельного участка, фактически принадлежащего семье или гражданину. Но не всех. Реестр участков, подлежащих бесплатной передаче, четко определен. Это:
- Участки, на которых располагаются приватизированные объекты недвижимости
То есть, если на неприватизированном участке находятся приватизированное жилое строение и хозпостройки, вы имеете право безвозмездно получить в собственность землю, находящуюся под ними и территорию, необходимую для их эксплуатации и обслуживания. Важно, чтобы они были построены раньше вступления в силу Земельного кодекса. То есть, до 2001 года.
Если постройки не приватизированы, земля под ними в собственность не переходит. Ее придется либо выкупить, либо взять в аренду.
- Участки, находящиеся в долгосрочной аренде
Как правило, долгосрочный договор аренды заключается на 20 + лет. Но уже через три года после его заключения можно претендовать на бесплатную приватизацию арендованного участка.
- Участки, полученные под садоводство, ИЖС, ЛПХ
Если участок изначально брался под строительство частного жилого дома, любительское садоводство (по сути, «для дачи») или для того, чтобы вести на нем подсобное хозяйство (но не фермерскую деятельность), то вы уже обладаете всеми законными правами на его бесплатную приватизацию. Осталось лишь оформить все законным образом.
- Участки под гаражами
Этот пункт реестра касается, скорее, не «дачников», поскольку приватизированный гараж на даче ничем не отличается от прочих хозпостроек. Речь идет о членах гаражных кооперативов, многие из которых возникли еще во времена СССР. Теперь хозяин каждого бокса может стать полноправным владельцем надела, на котором тот расположен. Оформляется приватизация через правление кооператива.
- Земля, находящаяся в бессрочном пользовании
Нормативная база приватизации
Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992).
До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и Законом о приватизации организация и проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, возлагались на Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и временного владельца государственного имущества был определен Российский фонд федерального имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчетен Правительству РФ, а РФФИ — Верховному Совету РФ.
В России к нормативной базе приватизации относились также Государственные программы приватизации на 3 года. Они включали задания на текущий год и прогноз на два следующих. На основании этих законов Государственный комитет России по управлению государственным имуществом (ГКИ) издавал нормативные акты, а также давал разъяснения этих актов и Программы приватизации. При этом за пределами юрисдикции этих законов оставалась приватизация земли и жилищного фонда, социально-культурных учреждений и объектов культурного и природного наследия. Кроме указанных законов отдельные аспекты приватизации попадали под действие и других законов, например, «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25/12/1990.
С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие цели:
- повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
- создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
- привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
- содействие процессу финансовой стабилизации РФ;
- создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993—1994 гг.
В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.
Программа приватизации устанавливала ограничения на приватизацию, обязательные для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, при этом запрещая введение дополнительных ограничений этими органами и расширенного толкования ограничений. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, ГКИ и его территориальные органы имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100 % акций в государственной собственности, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников.
В случае принятия решения о приватизации способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом. Предприятия со стоимостью активов на 1/1/1992 не более 1 млн руб. попадали под так называемую «малую» приватизацию через аукцион или конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного ранее в аренду, объекты незавершенного строительства, имущество ликвидируемых или действующих предприятий также приватизировалось через аукцион. Предприятия-должники оставлялись до специальных указов президента РФ.
Ваучерная приватизация
Ваучерная приватизация проводилась в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества. Для упорядочения приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако, не был осуществлен, и вместо него была проведена ваучерная приватизация.
Практическим руководством к приватизации служили Указы Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 декабря 1991 г.), «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 января 1992 г.), «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (1 июля 1992 г.), «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (14 августа 1992 г.), «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (24 декабря 1993 г.).
Ваучерная приватизация была противоречива. Формат приватизации был во многом результатом компромиссов между Правительством и Верховным Советом, с учетом принятых в разное время нормативных актов и интересов разных лоббистских групп. Так, Е. Гайдар и А. Чубайс изначально не были сторонниками ваучерной приватизации, предлагая отказаться от нее в пользу постепенной приватизации за деньги. Однако, закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июня 1991 года предусматривал приватизацию с использованием приватизационных именных счетов. Недостатком этого решения была его коррупционная уязвимость: с учетом преимущественного права работников предприятий на выкуп их акций, директора, используя давление на работников, получили бы широкие возможности для захвата контроля над предприятиями. В качестве компромисса между позицией Верховного Совета и Правительства, чеки были анонимизированы (что приближало приватизацию к рыночной схеме), право трудовых коллективов на преимущественный выкуп акций сохранено.
Летом 1992 г. были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые небесплатно раздавались населению. За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей, независимо от того, кто получал ваучер взрослый человек или ребёнок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. По утверждению главы Госкомимущества Чубайса, руководившего приватизацией, один ваучер соответствовал по стоимости двум автомобилям «Волга». Но купить эти автомобили в обмен на ваучер было нельзя.
Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.) За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.)
Бывший министр экономики экономист Андрей Нечаев так прокомментировал ваучерную схему:
С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то — 300. В этом смысле на нем можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения. |
Такой порядок приватизации давал серьезные преимущества так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Во многих случаях основная доля акций предприятия оказывалась в руках трудовых коллективов; используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а впоследствии зачастую и выкупать долю работников предприятий, становясь полноправными владельцами.
Однако, идеологи приватизации неоднократно отмечали, что стремительная выдача приватизационных чеков была направлена именно на то, чтобы ограничить возможности «красных директоров» по лоббированию и проведению приватизации по еще более выгодным для них схемам. В ноябре 2004 года А. Чубайс в интервью The Financial Times сказал: «У коммунистических руководителей была огромная власть — политическая, административная, финансовая… Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счет шел не на месяцы, а на дни».
Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.
Приватизация в высказываниях участников и очевидцев
- Анатолий Чубайс:
«Целью приватизации является построение капитализма в России, причём в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия» |
Приватизация не была вопросом идеологии или каких-то абстрактных ценностей, это был вопрос реальной политической ежедневной борьбы. У коммунистических руководителей была огромная власть — политическая, административная, финансовая. Они были неизменно связаны с коммунистической партией. Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счет шел не на месяцы, а на дни. Мы не могли выбирать межу «честной» и «нечестной» приватизацией, потому что честная приватизация предполагает четкие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка. Службы безопасности и милиция были по другую сторону баррикад. Они учились по советскому Уголовному кодексу, а это от трех до пяти лет тюрьмы за частное предпринимательство. Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом. Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году, и это были бы последние свободные выборы в России, потому что эти ребята так просто власть не отдают. |
Сколько стоит приватизация земли под садоводство
В наибольшей степени «Дачная амнистия» касается как раз земельных участков, которые с советских времён носят названия «дача»: те самые «пять соток» в садоводческом товариществе, которые росли, как грибы, вокруг городов, начиная с 70-х годов.
Земля выделялась и оформлялась сразу «большим куском» — на СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) или ДНТ (дачное некоммерческое товарищество), а затем уже нарезалась небольшими участками для каждого члена сообщества.
Формальным хозяином земли являлся не человек, пользующийся своей дачей, а структура — товарищество садоводов и дачников. Технически в любой момент дачника могли «выселить», хоть и случалось такое редко. «Дачная амнистия» разрешила оформлять участки в СНТ и ДНТ в личную собственность.
Процедура приватизации индивидуального участка: основные этапы
Собрать документы. Списки и стоимость необходимых справок и бумаг мы перечислили в предыдущих пунктах, но на практике скорее всего понадобится больше документов. Регистраторы могут запросить дополнительные справки, которые требует местная власть.
В целом основной пакет, необходимый для бесплатной приватизации земельного участка, состоит из трёх документов.
Правоустанавливающий документ на землю, которым могут являться:
- акт о передаче земельного участка в пользование гражданину или гражданам (выдаётся государственным органом, осуществившим эту передачу);
- договор долгосрочной аренды (подлинник и копия);
- свидетельство о вступлении в наследство (выдатё нотариус наследнику).
Процесс приватизации земли в России имеет долгую историю, которая началась еще в начале 1990-х годов. В то время, после распада Советского Союза, государственная собственность на землю была признана неперспективной и неэффективной. Это стало причиной появления идеи о приватизации земли.
Первые шаги в направлении приватизации земельных участков были предприняты в 1992 году, когда приняли Закон «О земле». Согласно этому закону, было разрешено гражданам и организациям получать право собственности на земельные участки.
Идея приватизации земли была связана с созданием рыночной экономики в стране и стимулированием предпринимательства. Однако процесс приватизации земли в России был долгим и сложным.
В первоначальный период приватизации земли граждане могли получить земельные участки в собственность путем бесплатного распределения, либо за символическую плату. Однако эти способы не позволяли решить масштабные проблемы и были недостаточно эффективными.
Позднее, в конце 1990-х годов, была предпринята попытка провести массовую приватизацию земли путем продажи земельных участков на аукционах. Однако эта попытка не получила широкой поддержки и была прекращена.
Следующая попытка провести приватизацию земли состоялась в начале 2000-х годов, когда был принят Федеральный закон «О приватизации земельных участков». Согласно этому закону, граждане и организации могут получить право собственности на земельные участки путем приобретения их на аукционе или путем заключения договора аренды с возможностью последующего выкупа земли.
Следует отметить, что приватизация земли в России до сих пор продолжается и сопровождается изменениями в законодательстве. Процесс приватизации земли имеет свои сложности и вызывает разные точки зрения в обществе. Однако, в целом, приватизация земли является важным этапом в развитии отношений собственности и создания рыночных отношений в России.
В 1990-х годах начался процесс реформирования сельского хозяйства и земельных отношений в России. В 1991 году был принят закон о земле, который предоставлял возможность гражданам и организациям приобретать земельные участки с правом собственности. Это стало первым шагом к приватизации земли в стране.
В 2001 году был принят специальный закон о земельной реформе, который установил правовые рамки для приватизации земли в России. Согласно этому закону, граждане и организации получили возможность приобрести земельные участки на основании купли-продажи или аренды.
Для проведения процесса приватизации была создана специальная государственная организация — Федеральное казначейство России, которая осуществляла регистрацию и передачу прав на земельные участки.
Приватизация земли в России привела к значительным изменениям в земельных отношениях. Крупные предприятия и коллективные сельскохозяйственные организации столкнулись с трудностями при адаптации к новым условиям. Однако, приватизация также способствовала развитию предпринимательства и сельскохозяйственного производства в России.
В последние годы российское законодательство в области земельных отношений продолжает меняться и совершенствоваться. Регулирование использования и хозяйственной деятельности на земельных участках становится все более гибким и адаптированным к потребностям граждан и организаций.
Год | Важные реформы и изменения |
---|---|
1991 | Принятие закона о земле |
2001 | Принятие закона о земельной реформе |
Современность | Постоянное совершенствование законодательства в области земельных отношений |
Перспективы и развитие
Процесс приватизации земли в России имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. Он позволяет частным лицам и предприятиям получить право собственности на земельные участки, что способствует развитию предпринимательства и инвестиций. Такой подход создает благоприятные условия для развития сельского хозяйства, особенно в частном секторе.
Приватизация земли также стимулирует развитие рынка недвижимости. Владельцы земельных участков могут использовать их для строительства жилых, коммерческих или инфраструктурных объектов. Это способствует развитию строительной отрасли, созданию новых рабочих мест и повышению экономического потенциала регионов страны.
Однако необходимо учесть и потенциальные негативные последствия приватизации земли. Не контролируемое использование земельных ресурсов может привести к необратимому повреждению окружающей среды, уничтожению природных ресурсов и нарушению экологического баланса. Поэтому важно разработать эффективные механизмы контроля за использованием земельных участков и соблюдением экологических норм.
Для успешного развития процесса приватизации земли необходимы четкие правовые нормы и процедуры, которые гарантируют защиту прав собственников и предотвращают коррупцию. Также важно создать прозрачную систему оценки земельных ресурсов и их рыночной стоимости, чтобы предотвратить возможные споры и конфликты.
В целом, приватизация земли в России может стать мощным инструментом для стимулирования экономического развития и повышения жизненного уровня населения. Однако для достижения положительных результатов необходимо избежать ошибок, связанных с разделом земель, и обеспечить эффективное управление данными ресурсами в интересах общества в целом.
Порядок действий и необходимые документы
Бесплатная приватизация земли под частным домом и дачных земельных участков: до какого года продлили и кому она доступна?
Как видно из материалов дела, городской суд заявил, что руководствуется Законом «О садоводческих объединениях». А по нему нет оснований давать дачнице землю бесплатно. По мнению апелляции, ни товариществу, ни его членам земля на праве постоянного и бессрочного пользования не принадлежит. А это необходимое условие для передачи соток бесплатно.
Летом 1992 г. была введены ваучеры (приватизационные чеки), которые бесплатно раздавались населению и теоретически могли быть обменены на долю в акциях того или иного предприятия. Практически большинство ваучеров было скуплено различными спекулянтами и большинство граждан РФ в приватизации не участвовали.
Иногда можно встретить дату 01.03.2022 – в это время перестает действовать упрощенная схема приватизации домов, на землях, выделенных (до октября 2001 года) под индивидуальное жилищное строительство.
Приватизация в России в 90-е годы
В феврале 2015 года стало известно, что перевод земельных наделов в частные руки не закончится, приватизация земельного участка продлена до 2018 года.
Многие россияне ожидали окончания амнистии, но дачный вопрос остался открытым.
Под этим выражением понимается проект поправок в правовые акты, с указанием порядка оформления собственности с минимумом документов. Действует документ уже 10 лет.
Отличие прописанного в нем порядка состоит в том, что на этапе подачи документов для разгосударствления земельного надела оформлять разрешение на возведение здания, расположенного на нем не требуется.
В результате приватизации земельного участка изменяется форма собственности. Государственная (муниципальная) сменяется частной. Объектами приватизирования становятся наделы, включенные в оборот. Недостатки процесса связаны с пробелами в законе. В частности:
- нужно много времени для сбора документов;
- некоторые документы являются платными;
- бывает так, что надел нельзя переводить в частное владение, поскольку это противоречит законодательству;
- приватизированные объекты подлежат налогообложению.
Квалифицированную помощь оказывают риэлторы и юристы. Если вы решили оформить территорию в собственность самостоятельно, необходимо преодолеть следующие шаги:
- Шаг первый — собираем документы.
- Шаг второй — относим заявление в администрацию по месту расположения объекта. За 30 дней государственный орган откажет либо разрешит приватизацию.
- Этап третий — ставим землю на кадастровый учет.
- Шаг четвертый — регистрация права собственности. Это происходит за 10 дней.
Земельные наделы в РФ стали передавать в собственность с момента начала в государстве приватизационного процесса. Власти решили, что каждый домовладелец имеет право на территорию, где стоит его жилище.
С 1 марта 2015 года гражданин имеет право перевести в собственность землю, на которой построен дом. Кроме того, можно не приватизировать территорию, а арендовать на длительный период. Это также для многих удобно.
Однако это действует исключительно в отношении собственников, которые приобрели свои дома до конца октября 2001 года.
Порядок действий и необходимые документы
Бесплатная приватизация земли под частным домом и дачных земельных участков: до какого года продлили и кому она доступна?
Как видно из материалов дела, городской суд заявил, что руководствуется Законом «О садоводческих объединениях». А по нему нет оснований давать дачнице землю бесплатно. По мнению апелляции, ни товариществу, ни его членам земля на праве постоянного и бессрочного пользования не принадлежит. А это необходимое условие для передачи соток бесплатно.
Летом 1992 г. была введены ваучеры (приватизационные чеки), которые бесплатно раздавались населению и теоретически могли быть обменены на долю в акциях того или иного предприятия. Практически большинство ваучеров было скуплено различными спекулянтами и большинство граждан РФ в приватизации не участвовали.
Иногда можно встретить дату 01.03.2022 – в это время перестает действовать упрощенная схема приватизации домов, на землях, выделенных (до октября 2001 года) под индивидуальное жилищное строительство.
Как приватизировать земельный участок в 2022 году? / Советы юристов
Но оценивать приватизацию с точки зрения одного лишь получения материальных благ нельзя. Она, подчеркнул Орлов, стала шагом к формированию правильного экономического менталитета, представления о свободном и конкурентном рынке у населения. Элементарно больше никому не придет в голову менять ценные бумаги на смартфон. Она заложила основу для создания современной сферы торговли, услуг, агропромышленного комплекса, строительной отрасли, которые активно развиваются с конца 1990-х годов.
«Мы не через одну приватизацию, а через нее и свободное ценообразование мы начали формировать рыночную среду для внутреннего спроса. Это малый и средний бизнес. Начиналось все со с трудом подготовленного населения, а сейчас на этом рынке уже их дети работают», — подчеркнул он.
Некоторые критики утверждают, что продвижение привело к современной сырьевой модели экономики. По мнению Орлова, запасы полезных ископаемых огромны. Поэтому с приватизацией или без их все равно бы экспортировали и использовали бы при любой экономической модели.
История приватизации в России. Справка
Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысяч.
Уже один факт наличия в ней огромного спроса со стороны иностранцев и новых российских деловых людей на недвижимость был трудно переоценимым фактором развития экономики города.
Пакет в 49 % в ценах 1992 года составлял 35 млн руб., по методикам ГКИ его нужно было выставлять на продажу не дороже, чем за 700 млн руб., но по итогам проведенного инвестиционного конкурса завод был куплен за 11 млрд руб., причем в условия победителя конкурса были включены обязательства инвестиций на 7 млрд руб. и погашения долгов предприятия на сумму в 9 млрд руб.
Колхозы и совхозы не могли прокормить 290-миллионную страну (таким было население СССР перед развалом страны). В 1982-м Пленум ЦК КПСС принял «Продовольственную программу», предусматривавшую увеличение производства продуктов питания в 2,5 раза к 1990 году. Авторство программы приписывают Михаилу Горбачеву, курировавшему сельское хозяйство.
Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находящегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движимое имущество переходит из публичной в частную собственность в результате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продукции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.
Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществлялась в России с 1991 г. бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.
По сути, всё свелось к глобальной фальсификации и обману всего населения страны. Процедура разгосударствления общегосударственного имущества и средств производства была подменена банальной раздачей населению так называемых ваучеров, которые должны были стать ценной бумагой номиналом 10 000 неденоминированных рублей за штуку, но по факту оказались никчёмной бумагой.
Приватизация в Москве началась в 1992 году по указу Президента РФ, которым столице представлялось право проводить ускоренную приватизацию муниципальной собственности по самостоятельно разработанному плану и графику. Как результат, значительная часть небольших предприятий в Москве была продана ещё до начала активной фазы ваучерной приватизации (1993 год).
Приватизация В России проходила с начала 1990-х годов (после распада СССР) и связывают её прежде всего с именами Гайдара и Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации появились люди с огромными состояниями (олигархи).
Положение в столице может дать очень сильный аргумент сторонникам приватизации, особенно если вспомнить ожесточенные дискуссии по методам приватизации между руководством Москвы и ГКИ. Город, переживающий состояние «бума со всеми его чертами, характерными для западных экономик, стал против всех ожиданий абсолютным финансовым центром страны.
Дачникам подыскали участок «для выращивания плодово-ягодных растений без права возведения строений». Землю работникам крупного предприятия дали в аренду на пять лет под коллективные огороды. Уже в наше время товарищество реорганизовали в СНТ, зарегистрировали новый устав, администрация района заключила с товариществом краткосрочный договор аренды участка.
Когда заканчивается приватизация дачных участков в России?
В соответствии с положениями закона «О введении в действие ЗК РФ» N 137-ФЗ граждане-члены СНТ и ДНТ, имеющие подтверждающие участие документы, до 31.12.2020 г. могут приобрести отписанные им наделы в личное владение, то есть законодатели продлили возможность приватизации. В этом случае законодатель упрощает процедуру, отменяя проведение торгов.
Но надел при этом должен отвечать ряду требований, изложенных в п. 2.7 ст. 3 того же закона, а именно:
- СНТ или ДНТ получили общий надел для организации своей работы до 30.10.2001 г., а передаваемая гражданину земля была выделена именно из него;
- на общем собрании участники ДНТ (СНТ) выделили надел этому гражданину;
- эта земля не является выведенной из оборота или иным образом ограничена в передаче другому лицу.
Закон от 4 июля 1991 г. не вводил каких-либо сроков окончания бесплатной приватизации жилья, однако Жилищный кодекс (ЖК) РФ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. процедуры бесплатной приватизации не предусматривал.
С 1 марта 2005 г., после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, почти все действовавшие ранее регулирующие акты в области ЖКХ были отменены, однако для закона о приватизации было сделано исключение. Первоначального его планировалось отменить 1 января 2007 г., однако затем эти сроки переносились пять раз. 29 февраля 2021 г. Путин отложил окончание сроков бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 г.
27 января 2021 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым было предусмотрено, что после 1 марта бесплатно приватизировать жилье могли только дети-сироты, граждане, проживающие в аварийном жилье, и жители Крыма и Севастополя. 7 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сделать приватизацию жилья бесплатной и бессрочной для всех граждан.
Кто имеет право бесплатно получить землю в собственность
Заинтересованные в проведении приватизации лица должны в полной мере удовлетворять следующие условия:
- у гражданина в обязательном порядке должен быть земельный участок на правах постоянного пользования или пожизненного владения – в этом случае обязательным является оформление прав собственности на объекты недвижимого имущества, которые, в свою очередь, располагаются на конкретной территории;
- земля может быть оформлена в аренду для индивидуального строительства или ведения подсобного хозяйства – согласование арендного соглашения должно было быть произведено до изменения земельного законодательства в 2001 году;
- заявитель должен являться членом дачных объединений или гаражного кооператива – в такой ситуации рассматриваемая процедура будет максимально простой;
- землевладелец должен относиться к льготной категории граждан – распределение производится на законодательном уровне.
Стоит отметить, что к льготникам могут быть отнесены:
- многодетные родители;
- лица пенсионного возраста;
- ветераны боевых действий.
Декларируемые цели приватизации имели очень малое отношение к действительности. В Законе говорилось о создании слоя эффективных владельцев компаний и о том, что частная собственность полезнее, чем государственная.
Действительные же цели были совершенно другие. Это была масштабная афера по перераспределению собственности в пользу нового привилегированного слоя. Как признался сам Анатолий Чубайс на семинаре в МГУ, главная задача была достичь точки невозврата, т.е. развалить старую систему и создать ситуацию, в которой возникнет слой людей, которые мертвой хваткой вцепятся в свою новую собственность и не позволят вернуться прежним порядкам. Он говорил также: «Каждый проданный завод – это гвоздь в гроб коммунизма. Дорого берут – хорошо, дешево берут – тоже хорошо. Мы и приплачивать готовы, лишь бы коммунисты не вернулись к власти».
Справка! К моменту выборов 1996 г. рейтинг Зюганова составлял более 35%, что обеспечило бы ему легкую победу.