Когда началась приватизация земельных участков в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда началась приватизация земельных участков в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Глава ВТБ Андрей Костин в апреле предложил провести масштабную приватизацию в России. Он отметил, что санкции бьют по российской экономике слишком сильно. В то же время отечественный бизнес накопил достаточное количество денег для инвестиций. Поэтому, по мнению банкира, приватизационная программа сможет пополнить бюджет и привлечь новые идеи в экономику.

В соответствии со ст. 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после I марта 2005 г., а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, я находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Начиная с 1 марта 2005 г. данный перечень включает все жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма. То есть право на приватизацию занимаемого жилья сохранено только для граждан, которые на указанную дату уже имели жилые помещения. Для них, в соответствии со ст. 2 Вводного закона, установлен конкретный срок окончания приватизации жилья — I января 2007 г.

Кроме того, названной статьей предоставлено право собственникам жилищного фонда или уполномоченным ими органам, а также предприятиям, учреждениям, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и учреждений социальной защиты населения. Иными словами, граждане, занимающие указанные жилые помещения, не вправе требовать в обязательном порядке положительного решения данного вопроса. Однако закон не исключает возможности принятия таких решений.

В самом Законе о приватизации нет положений, раскрывающих понятия «аварийные жилые помещения», «общежития», «закрытые военные городки», «служебные жилые помещения».

Аварийными считаются жилые дома (жилые помещения), имеющие значительный износ или повреждения несущих конструкций, т.е. непригодные для проживания граждан. Отнесение жилых домов (жилых помещений) к непригодным для проживания осуществляется в соответствии с Положением о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 552.

Жилые помещения относятся к общежитиям на основании соответствующих положений, содержащихся в ст. 94 ЖК РФ и Примерном положении об общежитиях, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 № 328 (в ред. от 23.07.1993). Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами. Согласно ст. 105 ЖК предоставление жилой площади в общежитии осуществляется на период работы, службы или учебы граждан, т.е. на определенный срок.

Закрытые военные городки в соответствии с Законом РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» относятся к объектам, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Согласно ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством РФ по представлению Министерства обороны Российской Федерации (или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Этим объясняется, что в домах закрытых военных городков приватизация жилых помещений запрещена.

Служебные жилые помещения предназначаются для проживания гражданами в связи с характером их трудовых отношений, либо в связи с прохождением службы, либо в связи с назначением на государственную должность, либо в связи с избранием на выборные данности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Иначе говоря, жилые помещения предоставляются в этих случаях во временное пользование. В настоящее время действуют более 15 законов и других нормативных актов, которыми предусмотрено предоставление служебного жилья. В частности, согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, а также другим военнослужащим. Содержащаяся в законе запись о приватизации жилищного фонда в совхозах и на других сельскохозяйственных предприятиях связана с тем, что постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 № 437 в домах совхозов все жилые помещения были признаны служебными. В настоящее время это положение не имеет практического значения, поскольку указанное постановление противоречит законодательству РФ и не должно применяться на территории России.

В ряде регионов предусмотрен конкретный порядок приватизации служебного жилья. Так, согласно постановлению Правительства г. Москвы от 16.11.1993 № 1056 граждане, проживающие на служебной жилой площади не менее 10 лет и отработавшие на предприятии, которому принадлежит занимаемая ими площадь, не менее 10 лет, вправе приватизировать указанные жилые помещения.

Установленный Законом о приватизации перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации, не является исчерпывающим. Так, например, Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 30.12.2001) установлено, что не подлежат приватизации земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения.

Расходы на документы (таблица)

Мы подготовили для вас таблицу, позволяющую рассчитать и запланировать расходы на оформление документов.

Наименование документа

Стоимость

Выписка из ЕГРН

С физических лиц – 300 рублей

Кадастровый паспорт

От 2000 рублей в зависимости от региона

Геодезическая съемка объекта

От 7000 рублей до 15000 рублей (также в зависимости от региона)

Архивные справки

200-300 рублей или бесплатно (зависит от региона)

Услуги нотариуса

От 1000 рублей

В наибольшей степени «Дачная амнистия», касается как раз земельных участков, которые с советских времен носят названия «дача». Те самые «пять соток» в садоводческом товариществе, которые росли, как грибы, вокруг городов, начиная с 70-х годов.

Земля выделялась и оформлялась сразу «большим куском» — на СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) или ДНТ (дачное некоммерческое товарищество). А затем уже нарезалась небольшими участками для каждого члена сообщества.

Формальным хозяином земли являлся не человек, пользующийся своей дачей, а структура – товарищество садоводов и дачников. То есть, дачника в любой момент могли «попросить» из товарищества, хотя, справедливости ради, надо сказать, что такие случаи происходили довольно редко. ФЗ№ 93 разрешил оформлять такие участки в личную собственность.

Процедура оформления приватизации участка, принадлежащего СНТ, сложнее, чем индивидуального. Члену садоводческого товарищества вначале следует обратиться с заявлением к его председателю и направить соответствующую заявку в органы местной власти. Только после того, как заявка будет одобрена, можно приступать к процедуре регистрации земли на свое имя.

Если же дача была выделена гражданину лично, порядок оформления будет общим – прямо в Росреестре. В этом случае действует упрощенный порядок регистрации, предусмотренный ФЗ№ 93, и если есть возможность желательно воспользоваться им. Стоимость оформления складывается из оплаты следующих действий:

Наименование

Стоимость

Межевание территории

От 10 000 рублей

Государственная пошлина за приватизацию земельного участка

Согласно процедуре «Дачной амнистии» — 350 рублей, в остальных случаях – 2000 рублей

Выписка из ЕГРН

300 рублей

Процесс приватизации земли в России имеет долгую историю, которая началась еще в начале 1990-х годов. В то время, после распада Советского Союза, государственная собственность на землю была признана неперспективной и неэффективной. Это стало причиной появления идеи о приватизации земли.

Первые шаги в направлении приватизации земельных участков были предприняты в 1992 году, когда приняли Закон «О земле». Согласно этому закону, было разрешено гражданам и организациям получать право собственности на земельные участки.

Читайте также:  Правила крещения ребенка в православной церкви 2024 для крестных

Идея приватизации земли была связана с созданием рыночной экономики в стране и стимулированием предпринимательства. Однако процесс приватизации земли в России был долгим и сложным.

В первоначальный период приватизации земли граждане могли получить земельные участки в собственность путем бесплатного распределения, либо за символическую плату. Однако эти способы не позволяли решить масштабные проблемы и были недостаточно эффективными.

Позднее, в конце 1990-х годов, была предпринята попытка провести массовую приватизацию земли путем продажи земельных участков на аукционах. Однако эта попытка не получила широкой поддержки и была прекращена.

Следующая попытка провести приватизацию земли состоялась в начале 2000-х годов, когда был принят Федеральный закон «О приватизации земельных участков». Согласно этому закону, граждане и организации могут получить право собственности на земельные участки путем приобретения их на аукционе или путем заключения договора аренды с возможностью последующего выкупа земли.

Следует отметить, что приватизация земли в России до сих пор продолжается и сопровождается изменениями в законодательстве. Процесс приватизации земли имеет свои сложности и вызывает разные точки зрения в обществе. Однако, в целом, приватизация земли является важным этапом в развитии отношений собственности и создания рыночных отношений в России.

Процесс приватизации земли в России стал важным этапом в ее экономическом развитии, однако он также столкнулся с рядом серьезных проблем и вызовов.

  • Неравномерное распределение земельных ресурсов: приватизация земли привела к тому, что земельные участки оказались в руках относительно небольшой части населения, тогда как большинство граждан не получили доступ к собственности на землю. Это привело к усилению социального неравенства и возникновению конфликтов.
  • Неэффективное использование земли: частная собственность на землю не всегда способствует ее эффективному использованию. Многие землевладельцы ограничивают доступ к земельным участкам, не используют их в полной мере или занимаются спекуляцией с землей. Кроме того, нарушаются экологические стандарты при использовании земельных ресурсов.
  • Конфликты и споры: приватизация земли в России привела к возникновению множества конфликтов и споров между землевладельцами, населением и государством. Нередко происходят конфликты из-за несправедливого распределения земельных ресурсов, незаконных сделок, нарушений прав граждан и экологических стандартов.
  • Проблемы экологии: приватизация земли в России вызвала ряд проблем экологического характера. Многие землевладельцы нарушают экологические нормы и правила, используя землю для эксплуатации природных ресурсов без должного учета последствий для окружающей среды.
  • Отсутствие контроля: в процессе приватизации земли не всегда обеспечивается эффективный государственный контроль за использованием земельных ресурсов. Это может привести к незаконному использованию земли, нарушению прав граждан и экологических стандартов.

Несмотря на эти вызовы, приватизация земли продолжается в России и ведет к последовательному развитию рынка земельных отношений. Для успешной реализации этого процесса важно разработать эффективные механизмы контроля и регулирования использования земельных ресурсов, а также учесть интересы и потребности всех заинтересованных сторон.

Перспективы и развитие

Процесс приватизации земли в России имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. Он позволяет частным лицам и предприятиям получить право собственности на земельные участки, что способствует развитию предпринимательства и инвестиций. Такой подход создает благоприятные условия для развития сельского хозяйства, особенно в частном секторе.

Приватизация земли также стимулирует развитие рынка недвижимости. Владельцы земельных участков могут использовать их для строительства жилых, коммерческих или инфраструктурных объектов. Это способствует развитию строительной отрасли, созданию новых рабочих мест и повышению экономического потенциала регионов страны.

Однако необходимо учесть и потенциальные негативные последствия приватизации земли. Не контролируемое использование земельных ресурсов может привести к необратимому повреждению окружающей среды, уничтожению природных ресурсов и нарушению экологического баланса. Поэтому важно разработать эффективные механизмы контроля за использованием земельных участков и соблюдением экологических норм.

Для успешного развития процесса приватизации земли необходимы четкие правовые нормы и процедуры, которые гарантируют защиту прав собственников и предотвращают коррупцию. Также важно создать прозрачную систему оценки земельных ресурсов и их рыночной стоимости, чтобы предотвратить возможные споры и конфликты.

В целом, приватизация земли в России может стать мощным инструментом для стимулирования экономического развития и повышения жизненного уровня населения. Однако для достижения положительных результатов необходимо избежать ошибок, связанных с разделом земель, и обеспечить эффективное управление данными ресурсами в интересах общества в целом.

Сколько стоит приватизация участка под гаражом

В этом пункте речь идёт о гаражных кооперативах, многие из которых возникли ещё во времена СССР. Хозяин каждого бокса может стать полноправным владельцем участка земли, на котором тот расположен. Приватизация в таком случае оформляется через правление кооператива.

Земля гаражного кооператива приватизируется только по коллективной заявке. Оформлением занимается выборное лицо, представляющее всех членов кооператива, — обычно в этой роли выступает председатель. Земля переводится в собственность только после полной выплаты паевого взноса.

Кроме гаражных кооперативов, существуют индивидуальные, на строительство которых граждане получали разрешение в разные времена. На приватизацию земли, принадлежащей таким кооперативам, распространяются все положения «Дачной амнистии». Отдельно стоящее здание гаража (точнее, земля под ним) оформляется лично, напрямую в Росреестре или МФЦ.

Стоимость приватизации земельного участка: расходы на приватизацию земли под гаражом будут зависеть от стоимости кадастровой документации.

Процедура приватизации индивидуального участка: основные этапы

Собрать документы. Списки и стоимость необходимых справок и бумаг мы перечислили в предыдущих пунктах, но на практике скорее всего понадобится больше документов. Регистраторы могут запросить дополнительные справки, которые требует местная власть.

В целом основной пакет, необходимый для бесплатной приватизации земельного участка, состоит из трёх документов.

Правоустанавливающий документ на землю, которым могут являться:

  • акт о передаче земельного участка в пользование гражданину или гражданам (выдаётся государственным органом, осуществившим эту передачу);
  • договор долгосрочной аренды (подлинник и копия);
  • свидетельство о вступлении в наследство (выдатё нотариус наследнику).

Как и когда началась фактическая приватизация

Формально процесс приватизации земельных участков в России начался после принятия Закона «О земле» в 2001 году. Однако, по факту приватизация земли началась еще в 1991 году, после распада Советского Союза.

В 1991 году был принят закон «О земле», который предоставил гражданам право на приватизацию земельных участков. Это стало первым шагом в развитии рыночных отношений в сфере земельных отношений. Однако, в те годы процесс приватизации был сложным и долгим из-за отсутствия опыта и сопутствующей инфраструктуры. Было необходимо разработать новые нормативные акты, создать органы управления земельными ресурсами и обеспечить контроль за правомерностью приватизации.

Крупные промышленные предприятия, земли которых были в государственной собственности, стали одними из первых объектов приватизации. Это дало возможность создать частные компании и привлечь иностранные инвестиции.

С 2001 года после принятия Закона «О земле» приватизация земельных участков стала более доступной для граждан. Закон предусматривал возможность получения земельных участков в собственность физическим и юридическим лицам. С тех пор земля стала переходить из государственной или муниципальной собственности в частную.

Сегодня фактическая приватизация земельных участков в России продолжается, причем она проводится в соответствии с законодательством и осуществляется посредством аукционов, торгов и других форм продажи земельных участков.

Год Важные события
1991 Принятие закона «О земле» и начало приватизации земли
2001 Принятие Закона «О земле», более доступная приватизация

Законодательное оформление приватизации в России

Процесс приватизации земельных участков в России начался в 1991 году в период перестройки и реформирования экономики страны. Главная цель приватизации заключалась в создании рыночной экономики и стимулировании предпринимательства.

Важным этапом в законодательном оформлении приватизации земельных участков стал принятый в 1992 году Земельный кодекс Российской Федерации. Закон установил правовые и организационные основы использования, распоряжения и защиты земельных ресурсов.

В последующие годы принимались и изменялись ряд законов, расширяющих возможности приватизации земли. Закон «О приватизации земельных участков» от 2001 года, например, предоставил гражданам и юридическим лицам право на приобретение земельных участков в собственность.

Однако, несмотря на законодательное оформление приватизации, в России до сих пор существует ряд ограничений и условий, связанных с приобретением и использованием земельных участков. К примеру, для некоторых категорий земель (сельскохозяйственных, природно-заповедных и др.) может существовать специальное законодательство, определяющее особенности их приватизации или использования.

Законодательное оформление приватизации земельных участков в России является важным инструментом регулирования и контроля использования и распоряжения земельными ресурсами. Оно позволяет гарантировать права собственности на земельные участки и стимулирует развитие предпринимательства и инвестиций в сельское хозяйство, строительство и другие отрасли экономики.

История приватизации в России. Справка

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысяч.

Уже один факт наличия в ней огромного спроса со стороны иностранцев и новых российских деловых людей на недвижимость был трудно переоценимым фактором развития экономики города.
Пакет в 49 % в ценах 1992 года составлял 35 млн руб., по методикам ГКИ его нужно было выставлять на продажу не дороже, чем за 700 млн руб., но по итогам проведенного инвестиционного конкурса завод был куплен за 11 млрд руб., причем в условия победителя конкурса были включены обязательства инвестиций на 7 млрд руб. и погашения долгов предприятия на сумму в 9 млрд руб.

Читайте также:  Когда надо подавать документы в вуз в 2024 году

Колхозы и совхозы не могли прокормить 290-миллионную страну (таким было население СССР перед развалом страны). В 1982-м Пленум ЦК КПСС принял «Продовольственную программу», предусматривавшую увеличение производства продуктов питания в 2,5 раза к 1990 году. Авторство программы приписывают Михаилу Горбачеву, курировавшему сельское хозяйство.

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществлялась в России с 1991 г. бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

По сути, всё свелось к глобальной фальсификации и обману всего населения страны. Процедура разгосударствления общегосударственного имущества и средств производства была подменена банальной раздачей населению так называемых ваучеров, которые должны были стать ценной бумагой номиналом 10 000 неденоминированных рублей за штуку, но по факту оказались никчёмной бумагой.

Приватизация в Москве началась в 1992 году по указу Президента РФ, которым столице представлялось право проводить ускоренную приватизацию муниципальной собственности по самостоятельно разработанному плану и графику. Как результат, значительная часть небольших предприятий в Москве была продана ещё до начала активной фазы ваучерной приватизации (1993 год).

Приватизация В России проходила с начала 1990-х годов (после распада СССР) и связывают её прежде всего с именами Гайдара и Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации появились люди с огромными состояниями (олигархи).

Положение в столице может дать очень сильный аргумент сторонникам приватизации, особенно если вспомнить ожесточенные дискуссии по методам приватизации между руководством Москвы и ГКИ. Город, переживающий состояние «бума со всеми его чертами, характерными для западных экономик, стал против всех ожиданий абсолютным финансовым центром страны.

Дачникам подыскали участок «для выращивания плодово-ягодных растений без права возведения строений». Землю работникам крупного предприятия дали в аренду на пять лет под коллективные огороды. Уже в наше время товарищество реорганизовали в СНТ, зарегистрировали новый устав, администрация района заключила с товариществом краткосрочный договор аренды участка.

Бесплатная приватизация земельного участка для граждан РФ доступна только один раз в жизни. Далее подробнее.

Указ Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323

Когда закончится срок действия права бесплатной приватизации земли, её можно будет провести только на платной основе (сколько стоит приватизировать ЗУ?). Затраты будут определяться несколькими параметрами:

  • кадастровая стоимость участка;
  • рыночная стоимость аналогичных ЗУ;
  • место расположения участка и другими коэффициентами.

Обязанности по расчёту стоимостей ЗУ будут возложены на кадастровых инженеров.

Подводя итог отметим, что государство, заинтересованное в эффективном использовании земель, идёт навстречу своим гражданам, предоставляя (хоть и временную) возможность безвозмездного оформления земельных участков в собственность путём процедуры приватизации.

Однако эта процедура не является обязательной, поэтому каждый гражданин вправе самостоятельно оценить все свои возможности, преимущества и риски – и сделать выбор, прибегать к приватизации своего участка или нет. Главное, успеть это сделать на самых выгодных для себя условиях – до конца декабря 2020 года.

Написать комментарий

      Сроки приватизации земли

      Согласно последним нововведениям, «дачная амнистия» продлевается до 2020 года. Об этом стало известно после одобрения проекта Советом Федерации. Граждане, не успевшие приватизировать дачные и садовые земли, могут не спешить с процедурой. Аналогично и для членов садовых товариществ (СНТ). Крайним сроком считается 1 марта 2020 года.

      Однако продление времени на бесплатную приватизацию касается не всех участков. Перевести надел в частные руки могут лишь те пользователи, которые получили его до 30 октября 2001 года. Почему именно эта дата? Все очень просто – именно в октябре 2001 года был введен в действие Земельный кодекс РФ.

      Какие объекты подпадают под действие «амнистии»:

      • жилые и нежилые постройки, возведенные на земле под ИЖС (строительство);
      • строения, возведенные на участке под ЛПХ (подсобное хозяйство);
      • объекты, находящиеся на земле под садоводство, огородничество и дачное хозяйство.

      Но что делать, если земля была получена после октября 2001 года? При таком раскладе действует общий порядок – иначе его еще называют административным. Приватизация земли происходит путем получения разрешения от местной администрации. Далее, соискатель обращается в Росреестр и регистрирует право собственности. Крайний срок приватизации такой земли – 1 марта 2018 года, а после этой даты останется только выкупать землю по ее кадастровой стоимости.

      История приватизации в России. Справка

      Академик РАН Николай Комов в 1992 году возглавил комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при правительстве РФ. И до настоящего времени он занимается вопросами государственного управления земельными ресурсами.

      — Земля — важнейший природный ресурс, данный нам Богом,— говорит Николай Васильевич.— Это и ресурс экономики, и имущество, это наше богатство, которым мы до сих пор не можем разумно распорядиться. Когда начиналась реформа, мы вместе с академиком Дмитрием Львовым посчитали этот ресурс. Наша земля стоит около 250 трлн долларов. Если мы введем в рыночный оборот 0,1 процента, мы получим 250 млрд долларов — это объем российского бюджета 2018 года.

      В США, рассказал эксперт, всего 920 млн гектаров земель всех категорий (сельскохозяйственные, лесные, промышленные, городские и т. д.). Из них примерно треть — 330 млн гектаров — это частные земли, остальные — государственные. Бюджет получает от оборота только государственных земель ежегодную ренту 170 млрд долларов. В России государственной земли — 1,5 млрд гектаров, то есть в пять раз больше, а получает бюджет те же 170 млрд, но рублей.

      Подавляющая часть нашей земли принадлежит государству. Точнее, различным министерствам, ведомствам, госкомпаниям и госкорпорациям. Но учета этих земель просто нет. Никто точно не знает, сколько земли у Минобороны или РЖД, сколько у «Роснефти», у «Транснефти», у «Интер РАО», у «Росатома», сколько земли под промышленными предприятиями. Несчитанное количество.

      Академик Комов рассказывает, что в 1996 году в Китае составили генеральный план использования земель как основы национального богатства. Было это еще при Дэн Сяопине. Так вот, китайцы положили это богатство в основу расчетов национальной валюты. Получили курс 6,7 юаня за доллар. С тех пор курс, конечно, колеблется, но не сильно, и даже сейчас, во время эпидемии коронавируса, юань снизился всего до 7,03 за доллар.

      У нас сельхозугодий, то есть закрепленных за сельхозпроизводителями — пашен, залежей, садов, теплиц, сенокосов, пастбищ,— 193 млн гектаров. В оборот включены 125 млн гектаров. Но это данные сельскохозяйственной переписи 2016 года. На конец 2019 года таких земель осталось117 млн гектаров — это данные Росстата. Следовательно, у нас просто пустуют 76 млн гектаров сельхозугодий — больше половины от того, что сейчас обрабатывается. В Центральной России — в Смоленской, Тверской, Вологодской, Ярославской, Кировской областях — не используется до половины сельхозугодий. Некоторые эксперты пожимают плечами и говорят: если земли не обрабатываются, значит, невыгодно, рынок, мол, так диктует. Это как посмотреть на сельское хозяйство. Если считать его отраслью производства, может, и не стоит возиться, если рентабельность не выйдет на 10 процентов; в целом по России она в 2019 году составляла 6,3 процента (нефтянка — 33,6). А в центральных областях и того меньше. «Красным помещикам» и олигархам производить что-либо с такой маржой невыгодно. Если же понимать, что сельское хозяйство — это образ жизни, набор ценностей, рынок труда, в конце концов, и способ сохранения населения на своей земле, то тогда картина получается другая. Люди, получившие землю в начале реформы, не могут ее ни продать, ни заложить в банк, потому что она просто не измерена, границы участков не определены. Землю бросают и уезжают в города. Что больше всего поражает, когда едешь, к примеру, по Смоленской области? Огромные поля, заросшие кустами и деревьями. Когда-то здесь выращивали хлеб, лен. В Тверской области 2234 заброшенные деревни, в Вологодской — 2106, в Псковской — 1923, далее везде по Центральной России. В 20 тысячах деревень людей нет вообще. В 36 тысячах живут по одному человеку. И в основном это запустение происходит на тех 76 млн гектаров, которые никому не нужны.

      В декабре 2019 года состоялось заседание Госсовета, на котором обсуждался вопрос о введении в оборот 76 млн гектаров тех самых заброшенных земель. Речь шла о земельных долях, потому что в начале реформы земля эта была поделена на доли, их кому-то давали, а что произошло потом — кто же знает! По итогам Госсовета президент дал 23 поручения разным ведомствам (документ № Пр-234 ГС). Потом грянула пандемия коронавируса. И только 24 сентября правительство обсудило «признаки заброшенных земель». Когда до них руки дойдут, неизвестно, но из 298 поручений президента по этой теме выполнено только 15.

      Читайте также:  Правила замера тонировки стекол автомобиля в 2024 году

      Революции делают романтики. А результатами пользуются прагматики. У реформаторов 1990 года, безусловно, был благородный порыв — разделить землю по справедливости, дать ее людям и сделать их богатыми. Почти все они до сих пор убеждены, что шли абсолютно верным путем, но помешали им бюрократы. Из-за них, считают реформаторы, дело остановилось. Надо лишь разобраться с кадастром, обмерить землю и продолжить реформы.

      Им трудно смириться с тем, что поезд уже ушел. Владимир Осипов, профессор МГИМО, в 1990-х и нулевых годах 10 лет занимавшийся земельной реформой в Ульяновской области, считает, что в селе уже произошли безвозвратные изменения:

      — В российском сельском хозяйстве уже сложился государственно-олигархический капитализм. Точно такой же экономический уклад, как и в других сферах экономики. И было бы странно, если бы было иначе.

      И по времени, и по методам формирования холдингов в промышленности и сельском хозяйстве можно увидеть прямые совпадения. По существу, сегодня в селе основными производителями продукции стали вертикально-интегрированные компании. Они владеют огромными банками земли. В их руках сельскохозяйственная техника, откормочные предприятия и мощная перерабатывающая база.

      Агрохолдинги выпускают в большом количестве продукцию массового спроса. Не «эко», но и не худшую. Говорят, что они «накормили страну». Но есть сомнения. С одной стороны, Минсельхоз регулярно рапортует об успехах в сельском хозяйстве. У нас все больше выращивают и все больше собирают. «Огонек» писал еще в мае 2017 года (№ 20) о зашкаливающих размерах приписок в сельскохозяйственном производстве. Объемы производства растут, но и цены в магазинах тоже — парадокс? Как и везде, где действуют правила олигархического капитализма.

      В 1990-е гг. сложились две группы актов, регулирующих земельные отношения: законодательные и подзаконные (указы Президента и постановления Правительства). Направленность этих групп актов была противоположна: законы в основном способствовали сохранению существующей системы земельных отношений, указы же были направлены на ее трансформацию в «рыночном» направлении. «Победили» подзаконные акты. Пащенко Е.Г., Нахтаров В.В. Земельные отношения в современном мире/ «Закон» № 1, 2007. — С. 31

      Главной целью правительственной земельной реформы, продолжающейся с 1989 г., видится приватизация земли, якобы должная стать средством появления класса частных собственников как основы эффективного землепользования. Однако для большинства граждан России процесс этот трудноуловим, так как обставлен дебрями юридических механизмов и информационным вакуумом. Люди не в состоянии оценить масштаб и перспективу происходящих земельных преобразований в целом по стране, но умудряются делать выводы из личной практики.

      Для получения земли в собственность гражданину потребуется дважды готовить и предоставлять определенный пакет документов:

      • для получения разрешения на приватизацию в уполномоченный орган;
      • для регистрации права собственности – в Росреестр

      В первую инстанцию необходимо предоставить следующие документы:

      • паспорт;
      • доверенность (если от имени гражданина выступает представитель);
      • заявление о разрешении приватизировать участок;
      • документ, подтверждающие право пользования землей (например, свидетельство о праве бессрочного пользования, соглашение об аренде, распоряжение о выделении участка);
      • заявление с просьбой прекратить право бесплатного пользования участком (если он был получен в пользование на этом основании);
      • согласие супруга, заверенное нотариально;
      • кадастровый паспорт, выписка из ЕГРН или документ, подтверждающий отсутствие кадастрового номера участка;
      • документ, подтверждающий отношение заявителя к категории граждан, имеющих право на участие в приватизации.

      Принимая документы специалист уполномоченного органа составляет их опись и выдает заявителю расписку об их принятии. Исчерпывающий перечень документов будет зависеть от оснований обращения и назначения используемой гражданином земли. На проверку бумаг и принятие решение предусмотрен 30-дневный срок.

      Для регистрации права собственности потребуется:

      • паспорт;
      • заявление о регистрации права;
      • разрешение уполномоченного органа на приватизацию;
      • квитанция об оплате госпошлины.

      Данный этап оформления земли необходимо пройти тем гражданам, в пользовании которых участок с неопределенными или требующими уточнения границами. Для определения или уточнения границ проводится межевание земли. Такую процедуру осуществляет кадастровый инженер, с которым необходимо заключить договор. Расходы по оплате его услуг несет заявитель.

      На основании выданного инженером документа (план участка) необходимо обратиться в Росреестр для постановки земли на кадастровый учет.

      До принятия поправок в Земельный кодекс территории, отнесенные к первому и второму поясам ЗСО, ограничивались в обороте, там запрещалось жилищное строительство и возведение промышленных объектов. По словам адвоката коллегии адвокатов «Адвокат Премиум» Леонида Ковалева, после принятия закона ограничения в отношении оборота земель, находящихся во втором поясе, снимаются. На практике второй пояс — это территории, примыкающие к рекам, каналам, водохранилищам, озерам, уточняет эксперт.

      Изменения снимают ограничения на оборот значительного количества земель, позволяют распоряжаться и управлять ими. Станут возможными свободная купля-продажа, застройка, приватизация, а также оформление наследства или дарения.

      ЗСО — это один из видов зон с особыми условиями использования территории. Они необходимы для обеспечения охраны источников водоснабжения, водопроводных сооружений и прилегающих территорий от различных загрязнений.

      До принятия земельного Кодекса, в России (а ранее в СССР), частные дома находились в собственности населения, но вот земельные участки под ними всегда были государственными. В 1991 году впервые появилось законодательное право приватизировать землю. Тогда такая возможность предполагалась только единожды в жизни после долгого использования или наследования. Позже законы обрели более современную формулировку, в результате приватизировать землю можно четырьмя способами, два из которых бесплатные, а вторая половина требует финансовых вложений.

      Бесплатно приватизация проводится в упрощенном порядке или административном, и касается определенных категорий граждан. Есть ряд условий, без выполнения которых процедура упрощенной приватизации бесплатно невозможна. Необходимо:

      • чтобы участок предназначался для дачного или жилищного строительства, садоводства или животноводства;
      • на земле было строение, которое регулярно эксплуатируется соискателем прав участок;
      • право собственности должно было возникнуть до 2001 года, когда были внесены последние изменения о приватизации;
      • некоторые категории российских граждан обладают преимущественными правами на бесплатное проведение приватизации, к которым относятся ветераны ВОВ, военнослужащие, герои России и СССР, дети – полные сироты и некоторые другие.

      Для получения права на проведение упрощенной приватизации земли, необходимо наличие выполнения всех вышеперечисленных условий.

      Указ Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323

      Впервые в истории России земля стала объектом гражданских правоотношений и объектом недвижимости с выходом в 1993 году Указа президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

      Итак, «Дачная амнистия» предполагает безвозмездную передачу в собственность земельного участка, фактически принадлежащего семье или гражданину. Но не всех. Реестр участков, подлежащих бесплатной передаче, четко определен.

      Бесплатная приватизация жилья началась еще в 1991 году. А вот дачные участки находились в «подвешенном» состоянии до самого 2006 года. Гражданам, и, надо полагать, государству, было не вполне понятно как с ними поступать?

      За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей, независимо от того, кто получал ваучер взрослый человек или ребёнок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры.

      Приватизация земельного участка в 2021 году: порядок действий

      Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

      В рамках данных вариантов стоит отметить, что, не смотря на то, что по первому варианту до 25% уставного капитала передавалось трудовому коллективу безвозмездно, всё же ограничение в 20 МРОТ на человека приводило к тому, что на практике эта доля падала до 10% и ниже.

      Как правило, долгосрочный договор аренды заключается на 20 + лет. Но уже через три года после его заключения можно претендовать на бесплатную приватизацию арендованного участка.

      Такой порядок приватизации давал серьёзные преимущества так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *