Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цель внешнего управления при процедуре банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Контроль за выполнением плана внешнего управления
Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.
О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.
Срок действия внешнего управления
В целом данная процедура может продлиться до 18 месяцев, но с возможностью продления еще на полгода. Ходатайство на продление вправе подавать кредиторы. Причем основанием для такого решения будут являться только положительные результаты и наглядная динамика выхода из финансового кризиса. Кроме того, внешний управляющий может дополнять план по оздоровлению с учетом положительных изменений.
Обратите внимание, что отдельные организации могут находиться под внешним управлением до 2.5 лет. Речь идет о крупных градообразующих предприятиях, банкротство которых может негативно сказаться на жизнедеятельности населенного пункта.
Несостоятельность, или, другими словами, банкротство, – это признаваемый арбитражным судом статус должника, который освобождает его от уплаты денежных обязательств перед кредиторами в связи с неспособностью удовлетворить их в полном объеме. Согласно федеральному закону, банкротство можно признать, если обязательства перед кредиторами не выполнялись в 90-дневный период с того момента, как они должны были быть исполнены. Банкротство юридического лица включает в себя 5 процедур:
- Наблюдение (анализируются финансовые возможности, имущество сохраняется за должником).
- Финансовое оздоровление (составляется график погашения долга).
- Внешнее управление (об этом этапе более подробно поговорим ниже).
- Конкурсное производство (продажа имущественных объектов должника, применяется к банкротам, чтобы соразмерно удовлетворить требования кредитных организаций).
- Мировое соглашение (может быть заключено на любом этапе процесса).
Внешнее управление как процедура банкротства
Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Внешнее управление вводится
- арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
- на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Определение о сокращении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
С даты введения внешнего управления:
- прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
- органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.
Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий. Статьи 96-105 Закона о банкротстве регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.
Внешний управляющий имеет право:
- распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными законом;
- заключать от имени должника мировое соглашение;
- заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 Федерального закона;
- подавать в арбитражный суд от имени должника иски и заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований настоящего Федерального закона, и заявлять требования о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) членов органов управления должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника;
- осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом действия.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 закона):
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- взыскание дебиторской задолженности;
- продажа части имущества должника;
- уступка прав требования должника;
- исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
- продажа предприятия должника;
- замещение активов должника;
- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет, где должно содержаться одно из предложений:
- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
- о продлении установленного срока внешнего управления;
- о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. К отчету прилагаются протокол собрания кредиторов и реестр их требований.
По результатам рассмотрения отчета арбитражный суд выносит определение:
- о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
- о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
- о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;
- об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если судом будут выявлены обстоятельства, препятствующие утверждению отчета внешнего управляющего.
Внешнее управление при банкротстве: цели и задачи
Закрыть компанию с долгами можно не сразу, стоит попробовать восстановить ее платежеспособность и отдать долги кредиторам. Для этого закон предусматривает различные процедуры, в том числе процесс внешнего управления. Его целью является реабилитация бизнеса для того, чтобы должник смог не просто рассчитаться с кредиторами, но и продолжить свою деятельность, получать прибыль.
Не всегда компании помогает внешнее управление, тогда процедура банкротства переходит к завершающей фазе — конкурсному производству. Это означает, что имущество должника будет продано на торгах, а за счет вырученных средств будут погашены требования займодателей. Не всегда стоимости активов хватает на эту цель. Может возникать риск субсидиарной ответственности, однако при грамотных действиях адвоката долги можно признать безнадежными и списать. Тогда предприятие будет ликвидировано и уже никогда не сможет восстановить свою деятельность.
Финансовое оздоровление.
Действующий Закон о банкротстве не предусматривает сохранения за должником и его исполнительными органами полной финансовой и административной автономии, в особенности на стадиях, следующих после процедуры наблюдения.
Однако введение процедуры финансового оздоровления – это наиболее благоприятный вариант для должников, желающих стабилизировать свое финансово — экономическое состояние, и наладить производственную деятельность.
В ходе рассматриваемой процедуры принимаются реабилитационные меры, которые направлены на погашение задолженности перед кредиторами с помощью собственных средств должника. В этом финансовое оздоровление схоже с процедурой внешнего управления. Что касается процедуры конкурсного производства, то ее мероприятия предполагают возможность обращения взыскания и на активы контролирующих лиц должника.
Процедура финансового оздоровления проводится под руководством административного управляющего. Последний, являясь специалистом по восстановлению платежеспособности, проведя детальный анализ деятельности предприятия, обнаруживает, какие факторы повлекли возникновение признаков банкротства данной организации и предпринимает меры по их устранению и повышению эффективности производства.
Законом о банкротстве предусмотрен открытый перечень мер, направленных на повышение производственной эффективности компаний, в числе которых:
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- ликвидация дебиторской задолженности;
- продажа части имущества должника;
- уступка прав требования должника;
- исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
- продажа предприятия (бизнеса) должника.
Смысл данных мероприятий состоит в обеспечении безубыточной работы предприятия, привлечении достаточных средств для того, чтобы регулярно погашать кредиторскую задолженность в соответствии с графиком.
При этом, к выводу о целесообразности той или иной меры с должной степенью достоверности может прийти лишь грамотный административный управляющий на основании детального анализа деятельности организации, ее потенциала, причин, повлекших неплатежеспособность, а также исследования рынка соответствующих товаров или услуг.
В рамках рассматриваемой процедуры составляется График погашения задолженности, в котором должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в установленной очередности. Во исполнения Графика погашения задолженности может быть представлено обеспечение со стороны любых лиц. Следует помнить, что в качестве которого не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.
Если вопрос о введении финансового оздоровления был поставлен перед судом не кредиторами, а иными лицами, в том числе, самим должником или органами его управления, арбитражный суд вправе ввести данную процедуру лишь при условии представления обеспечения, в размере, превышающем размер обязательств должника, включенных в реестр не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.
В случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств, подлежит составлению План финансового оздоровления. Лица, ходатайствующие о введении финансового оздоровления должны представить суду достаточные доказательства того, что требования кредиторов будут удовлетворяться в соответствие с Графиком погашения задолженности. Представленный план должен содержать сведения о предполагаемых источниках доходов, сроках и размерах удовлетворения требований кредиторов.
Непогашение, либо неполное погашение требований конкурсных кредиторов является основанием для введения процедуры внешнего управления или конкурсного производства с отстранением органов должника от управления.
По своим характеристикам, финансовое оздоровление во многом схоже с процедурой наблюдения, поскольку не подразумевает прекращения полномочий органов управления должника, а лишь накладывает на них определенные ограничения.
Должник не лишен права заключать обычные хозяйственные сделки с независимыми контрагентами, которые не влекут для него чрезмерно обременительных обязательств и отчуждения активов.
При этом должник не вправе самостоятельно, без согласия кредиторов и административного управляющего заключать следующие сделки:
- имеющие элемент заинтересованности;
- связанные с приобретением и отчуждением имущества должника, выдачей займов (кредитов), поручительств, гарантий, доверительного управления имуществом;
- влекущие за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
- связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
- влекущие за собой уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов).
Меры по восстановлению платежеспособности должника
Внешнее управление при банкротстве подразумевает проведение ряда мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности компании и погашение долгов.
Планирует и осуществляет эти действия внешний управляющий в соответствии со своими правами и обязанностями.
Меры по восстановлению платежеспособности должника в период внешнего управления могут проводиться самые разные. В этом случае финансовый управляющий должен ориентироваться только на их целесообразность. В результате может быть произведено:
- закрытие убыточных производств;
- открытие новых цехов для перепрофилирования компании;
- переквалификация сотрудников;
- закупка нового оборудования.
В этом случае управляющий может пойти на крупные расходы, если они будут одобрены кредиторами и обещают в перспективе принести большую прибыль компании.
Классифицировать виды банкротства можно по критерию, кто является должником:
- юридическое лицо;
- индивидуальный предприниматель;
- физическое лицо, не являющееся ИП.
По критерию же «реальность-фиктивность» банкротство бывает 3 видов:
- Реальное банкротство. Должник действительно имеет большой объем кредиторской задолженности. Но он не имеет возможности ее обслуживать;
- Техническое (временное) банкротство. Организация не может исполнить свои финансовые обязательства в срок. Но теоретически ее задолженность может быть покрыта активами. Данный вид банкротства не всегда приводит к ликвидации фирмы;
- Фиктивное банкротство. Это заведомо ложное публичное объявление о своей несостоятельности.
Главные действующие лица в процедуре банкротства
— банкротящееся лицо;
— кредиторы банкротящегося должника. Закон о банкротстве наделяет их существенными полномочиями. Действуют кредиторы путем голосования на собрании кредиторов по принципу: один рубль долга — один голос. Именно собрание кредиторов рассматривает отчеты управляющего и принимает решения о введении той или иной процедуры банкротства и обращении в суд с соответствующим ходатайством;
— временный управляющий – это должность арбитражного управляющего* в процедуре банкротства «наблюдение»;
— административный управляющий — в процедуре банкротства «финансовое оздоровление»;
— внешний управляющий — в процедуре банкротства «внешнее управление»;
— конкурсный управляющий — при «конкурсном производстве».
*Арбитражные управляющие — это лица, обладающие специальными полномочиями, установленными Законом о банкротстве, которые осуществляют контроль над должником в процессе банкротства. Самое важное это то, что арбитражный управляющий вправе получать любые документы и сведения о деятельности должника, оспаривать сделки должника, обращаться в арбитражный суд с различными ходатайствами, включая ходатайство о привлечении отдельных лиц к субсидиарной ответственности.
Понятие плана внешнего управления (ПВУ)
Внешнее управление – это обязательный компонент дела об объявлении организации банкротом. Если владелец компании довел ее до такого состояния, что она вынуждена признаваться в несостоятельности, значит, он не может принимать мер по обеспечению собственных долгов. В интересах кредиторов нужно ввести независимое управление, чтобы можно было удовлетворить максимально большое количество финансовых обязательств.
Как только на предприятии вводится внешнее управление, руководитель, как и его управляющие органы, больше не имеют прежних полномочий. Арбитражный суд, ведущий дело о банкротстве, назначает внешнего управляющего. Руководитель-банкрот должен в течение трех дней передать ему всю документацию фирмы, имеющиеся фонды, в том числе и нематериальные ценности, а также печати предприятия.
Главное отличие деятельности внешнего управляющего – плановость. Закон обязывает представителя внешнего управления действовать не на свое усмотрение, как это делало руководство, а по заранее составленному и утвержденному плану, одобренному и прошедшему процедуру утверждения у заинтересованных лиц – собрания кредиторов. Этот документ крайне важен и носит название плана внешнего управления (ПВУ).
Отличие внешнего управления от финансового оздоровления
Обе стадии банкротства имеют восстановительную миссию. Однако, между ними существует следующее важнейшее отличие – при внешнем управлении фирмой руководит сторонний специалист-управляющий, который реализует все функции прежнего руководства. А вовремя санации предприятия управленческий состав не меняется и может самостоятельно проводить все оздоровительные процессы.
Таким образом, судебная санация является своего рода льготной отсрочкой исполнения обязательств юрлица, в течение которой руководство компании должно самостоятельно выйти из кризисной ситуации.
Все процессы, реализуемые во время процедуры банкротства, проводятся с учётом его специфики предприятия. Если фирма относится к категории юрлиц, перечисленных в Законе «О несостоятельности», следует придерживаться условий для отдельных типов организаций.
Обязанности арбитражного управляющего
- принимать меры по защите имущества должника;
- анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
- вести реестр требований кредиторов;
- в случае выявления признаков административных правонарушений или преступлений сообщать о них в соответствующие органы;
- предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
- разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;
В качестве финансового управляющего может выступать гражданин Российской Федерации, состоящий в одной из СРО (саморегулируемой организации АУ). Для этого необходимо соответствовать следующим требованиям, согласно ст. 20 Закона № 127-ФЗ:
- Наличие высшего образования
- Стаж работы на должности руководителя
- Стажировка в качестве помощника АУ
- Пройденное обучение и сданный экзамен на должность АУ
- Отсутствие наказания в виде дисквалификации при совершении административного проступка и запрет на ведение определенной деятельности
- Отсутствие судимости
- Наличие договора социального страхования
- Внесение в СРО членских взносов
Пошаговый алгоритм действий для выведения предприятия из состояния финансового кризиса
Внешнее конкурсное управление при банкротстве – это совокупность этапов и стратегического планирования, которое может поспособствовать восстановлению финансового положения предприятия. Для выведения предприятия из кризисного положения требуется следовать такому алгоритму действий:
- в первый день введения ВУ требуется поставить в известность руководителей предприятия;
- за 10-дневный срок направляется заявление о присвоение статуса несостоятельности;
- права на руководство и принятие решений передаются управляющему;
- в течение 1 месяца проводится собрание кредиторов для обсуждения дальнейших действий;
- все организации, которые выдавали кредиты предприятию, получают извещение о начале оздоровительного процесса;
- проводится собрание всех сотрудников;
- бухгалтер и аудитор организации привлекается к разработке и обсуждению дальнейшего плана действий;
- проведение инвентаризации и последующий анализ финансовой ситуации;
- принятие от кредиторов претензий, проведение еще одного собрания для обсуждения;
- составление отчетности, передача ее кредиторам и в суд;
- проведение оздоровительных мероприятий;
- подготовка итогового отчета за все время ВУ и предоставление информации суду, кредиторам.
Обязанности внешнего управляющего
- Арбитражный управляющий обязан после изучения хозяйственной деятельности и инвентаризации предоставить план по восстановлению финансовой стабильности организации. Она направляется в арбитражный суд и совету кредиторов. Отчет о реализации всех этапов плана должен быть представлен не реже, чем раз в три месяца, или по требованию совета кредиторов.
- В плане подробно указываются этапы и сроки их реализации. Все сроки должны укладываться в период внешнего управления — 18 месяцев. Этапы проекта подтверждаются расчетами доходов и расходов. План должен быть одобрен советом инвесторов или отправлен на доработку.
- Если план был признан неудовлетворительным или не отвечающим интересам инвесторов, это может стать поводом для отстранения внешнего управляющего и назначения нового.
Важно: внешний управляющий должен выявлять признаки фиктивного банкротства и сообщать об этом в суд.
Обязанности внешнего управляющего в ст. 99 Закона РФ «О несостоятельности»:
- Составление плана по преодолению финансовой несостоятельности предприятия.
- Ведение реестра кредиторов и их требований.
- Проводить инвентаризацию активов, отслеживать движимое и недвижимое имущество.
- Вести статистический, финансовый или иной учет.
- Обращаться в суд с иском об отмене неправомерных договоров.
- Вводить дополнительные меры по сохранению активов организации.
- Изучать все договоры и документы по хозяйственной деятельности компании.
- Вести отчеты по всем видам деятельности.
- Регулярно отчитываться перед комитетом кредиторов по принятым мерам и их эффективности.
- Установить всех кредиторов организации и уведомить их о введении внешнего управления.
- Сокращать долг перед кредиторами.
К концу срока внешнего управления, назначенного арбитражным судом, управляющий должен представить итоговый отчет. В нем указываются финансовые и хозяйственные результаты организации за весь период управления, включая возможность погашения долгов организации перед кредиторами.
Последствия процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица
После введения внешнего управления о отношении юридического лица полностью прекращаются полномочия руководства компании-должника. Все дела переходят ко временному управляющему, назначаемому судом. Он вправе издать приказ об увольнении руководителя компании либо предложить ему переход на другую работу на условиях и в порядке, предусмотренном российским законодательством.
Кроме этого, последствиями перехода должника на эту стадию можно назвать:
- прекращение полномочий органов управления организации и собственников имущества компании;
- отмена принятых ранее мер по обеспечению требований кредиторов;
- введение запрета на удовлетворение требований по долговым обязательствам и уплате обязательных платежей, кроме случаев установленных законодательством.
Если результаты реабилитации оказались положительными и привели к восстановлению платежеспособности должника, то компания переходит к расчетам с кредиторам и удовлетворяет их финансовые требования. В противном случае на собрании кредиторов принимается решение о необходимости продления срока внешнего управления либо ввода арбитражным судом других мер, направленных на удовлетворение требований кредиторов. К примеру, в рамках процедуры банкротства судом может быть инициировано конкурсное производство для реализации имущества должника.