Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


О мероприятиях дополнительного налогового контроля сказано в пункте 6 статьи 101 НК РФ. Это истребование документов, допрос свидетелей и проведение экспертизы. Назначаются такие мероприятия по решению руководителя налогового органа или его заместителя. Основанием для принятия решения служит необходимость получения дополнительных доказательств, которые подтвердили бы или опровергли тот факт, что налогоплательщик совершил нарушение.

Что такое дополнительные мероприятия и когда они назначаются?

Срок проведения таких мероприятий — месяц при обычной проверке, и 2 месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков.

Назначаются упомянутые мероприятия до того, как окончится налоговая проверка и будет составлен и вручен налогоплательщику акт. А также до того, как ее материалы будут рассмотрены руководством ИФНС.

Кто и когда назначает дополнительные мероприятия

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Она не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (ст. 89 НК).

После окончания выездной проверки налоговые инспекторы составляют акт, в котором излагают все нарушения налогоплательщика и все полученные в ходе контрольного мероприятия доказательства. Налогоплательщик вправе предоставить свои возражения на такой акт. И только после этого руководитель налогового органа (его заместитель) рассматривает все имеющиеся материалы. Если, по его мнению, доказательств правонарушения недостаточно, он вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ).

Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется.

Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:
  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).
В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.

Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Комментарий к ст. 101 НК РФ

Комментируемая статья регламентирует порядок рассмотрения материалов камеральной и выездной налоговых проверок.

При этом НК РФ устанавливает четкую процедуру оформления результатов проверки и принятия решения по результатам налоговой проверки, которая включает в себя системное изложение в акте проверки документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах; предоставление права проверяемому лицу заявлять письменные возражения по установленным в акте проверки фактам нарушения законодательства о налогах и сборах; рассмотрение руководителем налогового органа акта проверки и возражений налогоплательщика на акт проверки.

Читайте также:  Обязательные реквизиты транспортной накладной в 2024 году

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.11.2012 N А78-9780/2011.

В Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 06.11.2012 N А38-991/2011 и ФАС Дальневосточного округа от 14.11.2012 N Ф03-5057/2012 указано, что положения статьи 101 НК РФ, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм главы 20 НК РФ возможность подобного применения не следует. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 4292/10.

Пункт 1 статьи 101 НК РФ устанавливает десятидневный срок на рассмотрение акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, представленных письменных возражений налогоплательщика по акту с возможностью продления данного срока максимум на один месяц.

В пункте 2 статьи 101 НК РФ закреплена обязанность налогового органа по извещению налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, а также право налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя, в том числе знакомиться со всеми материалами дела.

В письме ФНС России от 09.10.2015 N ЕД-4-2/17621 указано, что срок для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, установлен пунктом 1 статьи 101 Кодекса с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 рассмотрение материалов налоговой проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и принятие по ним решения применительно к пункту 1 статьи 101 НК РФ должны быть осуществлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока направления лицом (его представителем), в отношении которого проводилась налоговая проверка, возражений на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

При этом вручение налоговым органом налогоплательщику решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, за пределами вышеуказанного срока не приводит к нарушению существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки в случае ознакомления налогоплательщика со всеми материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля и обеспечения возможности представления им соответствующих возражений, а также его участия в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Пункт 3 статьи 101 НК РФ закрепляет обязанности налогового органа, которые подлежат исполнению перед рассмотрением материалов налоговой проверки.

Пункт 4 данной статьи, устанавливающий конкретный перечень действий, подлежащих исполнению при рассмотрении материалов налоговой проверки, указывает на право налогоплательщика давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки и на право налогового органа принять решение о привлечении к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

Кроме того, данный пункт закрепляет важный принцип, согласно которому не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2012 N А74-4510/2011 отмечено, что из положений статьи 101 НК РФ следует, что рассмотрение акта проверки и других материалов проверки, а также принятие решения по результатам такой проверки должно быть осуществлено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. При этом НК РФ не содержит положений о принятии решения по материалам налоговой проверки налоговым органом, ее не проводившим. Кроме того, положениями НК РФ не предусмотрено прекращение налоговой проверки при снятии налогоплательщика с налогового учета во время проведения проверки.

Исходя из положений статьи 101 НК РФ суд пришел к выводу о несостоятельности доводов налогоплательщика об избыточном налоговом контроле со стороны налоговой инспекции, поскольку в данном случае проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации, представленной присоединившемся к предприятию юридическим лицом до момента снятия его с учета в налоговой инспекции.

Читайте также:  Пенсия для ветеранов боевых действий в 2024 году

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2023 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2023 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2023 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2023 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2022-2023 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.

Дополнительные мероприятия. Истребование документов

Именно вокруг этого вида дополнительных мероприятий ведется больше всего споров и обсуждений. В данном вопросе между инспекторами и налогоплательщиками нередко возникают споры, и, как правило, суды принимают позицию ИФНС.

Приведем пример спорной ситуации. Компания предоставила инспекторам налоговую декларацию. На основании нее ИФНС назначила камеральную проверку. В рамках аудита инспекторы не вынесли окончательного решения, а потому назначили допмероприятия и потребовали у налогоплательщика первичную документацию. Руководитель проверяемого субъекта отказался их предоставить.

Суд вынес решение о пересмотре дела. В чем загвоздка? Есть безоговорочное правило: если в рамках аудита налоговики не выявили нарушений, то для истребования документации у них нет повода.

Мероприятия налогового контроля не всегда проводятся в соответствии со всеми правилами. Поэтому налогоплательщику стоит знать о своих правах, чтобы при необходимости он смог себя защитить.

Что такое дополнительные мероприятия и когда они назначаются?

Срок проведения таких мероприятий — месяц при обычной проверке, и 2 месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков.

Назначаются упомянутые мероприятия до того, как окончится налоговая проверка и будет составлен и вручен налогоплательщику акт. А также до того, как ее материалы будут рассмотрены руководством ИФНС.

Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке и аналогичные действия по контролю при камеральной проверке проводятся с учетом требований законодательства о контрольных действиях со стороны налоговых органов и фиксируются в дополнении к акту проверки с учетом положений п. 6.1. ст. 101 НК РФ.

Дополнительные меры фискального надзора проводятся в срок, не превышающий одного месяца с даты принятия решения об их проведении (два месяца – для косолидированных групп и иностранных компаний). По завершении процедуры, в течение 15 дней, выносится дополнение к акту проверки содержащее информацию:

  • период проведения процедур допконтроля;

  • перечень выполненных мероприятий;

  • выявленные доказательства нарушения или их отсутствие;

  • выводы и рекомендации по итогам проверки.

Стадии камеральной налоговой проверки

Проверка делится на следующие этапы:

1. Выборка.

Сотрудник, осуществляющий сопровождение приводит предварительный анализ документов по обязательным платежам (НДС, НДФЛ, налог на имущество или прибыль и др.) на предмет наличия оснований для мероприятий контроля (уточненный расчет, отсутствие декларации за предусмотренный период, который устанавливает налоговый кодекс в ч.2). Указанные методы выборки позволяют установить круг проверяемых субъектов.

2. Анализ имеющихся документов.

Сотрудник инспекции применяет профессиональные методы изучения декларации. Представленный расчет проверяется на корректность заполнения.

В отдельных случаях, налоговый кодекс дает возможность осуществить сравнение декларации по НДФЛ, НДС, налогу на прибыль или имущество и другим платежам аналогичных организаций.

3. Направление запросов.

Если сотруднику инспекции необходимы дополнительные данные (как правило это касается проверки обоснованности вычета или возврата, а также подачи уточненной декларации), он направляет соответствующее требование проверяемому лицу. Последнее обязано направить запрошенные документы.

Оформление результата допмероприятий

Определенного порядка, следуя которому налоговики должны направлять материалы по допмероприятиям не установлено. В налоговом кодексе также не предусмотрен и порядок по оформлению результата таких мероприятий, то есть составление какого-либо акта, либо справки.

Однако, статьей 101 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на ознакомление с материалами как самой проверки, так и дополнительных мероприятий по ней. Другими словами, налоговая должна обеспечить реализацию такого права и сделать это в течение двух дней с момента обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением. Процесс ознакомления происходит путем визуального изучения выписок, копий и прочих материалов на территории налоговых органов.

После ознакомления с материалами проверки составляется протокол по форме, указанной в приложении к Письму №СА-4-9/14460@.

Если инспекция назначила допмероприятия налогового контроля

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения налогового законодательства, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Осуществление такого права связано прежде всего с получением дополнительных доказательств по обстоятельствам, уже установленным в ходе проверки.

Какова процедура проведения дополнительных мероприятий? Какие действия проверяющих в рамках допмероприятий разрешены законом? Обладает ли налогоплательщик правом оспорить полученные налоговиками результаты? Каковы сроки вынесения решения по проверке с учетом сроков, отведенных на допмероприятия налогового контроля? Какие новшества, касающиеся процедуры проведения мероприятий налогового контроля, ожидают налогоплательщика в ближайшем будущем?

Вступил в силу Федеральный закон № 302‑ФЗ, который направлен на совершенствование налогового администрирования и снижение административной нагрузки на бизнес. Закон внес следующие изменения в ч. I НК РФ:

  • сроки проведения камеральной проверки декларации по НДС сокращены с трех до двух месяцев;
  • предметом повторной выездной проверки на основании уточненной декларации с уменьшением суммы налога теперь может быть только обоснованность уменьшения налога на основании сведений, измененных в уточненной декларации;
  • копия протокола допроса свидетеля будет вручаться свидетелю в обязательном порядке;
  • как и ранее, налогоплательщик не обязан повторно представлять документы, но теперь он должен уведомить налоговиков о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее. В уведомлении нужно указать реквизиты документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименование налогового органа, в который были представлены документы. Срок для представления данного уведомления – десять рабочих дней;
  • срок представления документов в рамках «встречной проверки» увеличен с пяти до десяти рабочих дней;
  • к акту налоговой проверки теперь будет составляться дополнение по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля, в котором проверяющие будут фиксировать суть этих мероприятий, а также выводы, сделанные по их итогам. Налогоплательщик получил возможность ознакомиться с таким документом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам, что позволит повысить объективность выносимого решения по проверке.
Читайте также:  Какая теперь минимальная стипендия в бауманке с ноября в 2024 году

Согласно нормам законодательства, вторичные мероприятия доступно осуществить только в определенных формах:

  • допрос свидетелей на основании ст. 90 НК РФ;
  • экспертиза – ст. 95 НК РФ;
  • истребование документации на основании ст. 93, 93.1 НК РФ – этот вариант возможен только в процессе осуществления контроля в отношении самого налогоплательщика, его подчиненных или приближенных лиц. Это говорит о том, что истребовать документацию возможно только в периоды, обозначенные ст. 88, 89, 101 НК РФ.

Важно: по факту такая возможность обеспечивает изучение налоговыми инспекторами документации предпринимателя за пределами периодов проведения основного этапа контроля и при этом сроки на законных основаниях не будут нарушены.

Кроме этого на основании ФЗ № 302 от 2022 года существуют изменения в отношении проведения проверок, а именно:

  • дополнительная выездная налоговая проверка теперь может произойти только на основании полученной уточненной декларации с уменьшением суммы налога без каких-либо подтверждающих или обоснованных документов;
  • повторное истребование налоговиками документов ограничено по любому типу документации, в том числе и проведение мероприятия на основании ст. 93.1 НК РФ;
  • срок предоставления документов увеличен до 10 рабочих дней;
  • формирование дополнения к акту по итогам проверки.

Что делать, если результатов прошлой проверки еще нет

По результатам проверки составляется акт. На его составление требуется определенное время. Проводится ли повторное мероприятие, если результатов прошедшего еще нет? В пункте 10 статьи 89 НК РФ указано, что повторная проверка осуществляется с целью анализа продуктивности, законности и обоснованности решений нижестоящей структуры. Подход этот подтверждается, в том числе, пунктом 5 Постановления №5-П Постановления КС.

То есть вышестоящий орган проверяет не результаты, а процесс контрольного мероприятия. Следовательно, наличие или отсутствие акта значения не имеет. Даже если результаты проверки не готовы, предмет повторного мероприятия присутствует. Кроме того, в статье НК РФ не указано, что вторая проверка должна осуществляться по итогам первой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *