Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно строить предложения в русском языке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В русском языке порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным. Это значит, что в предложении нет строго закрепленного места за тем или иным его членом. Например, предложение, состоящее из пяти знаменательных слов: Редактор вчера внимательно прочитал рукопись – допускает 120 вариантов в зависимости от перестановки членов предложения.
XLII. Порядок слов в предложении
Различаются п р я м о й п о р я д о к слов, определяемый типом и структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, его местом среди других слов, которые непосредственно с ним связаны, а также стилем речи и контекстом, и о б р а т н ы й
п о р я д о к, являющийся отступлением от обычного порядка и выполняющий чаще всего функцию
и н в е р с и и, т. е. стилистического приема выделения отдельных членов предложения путем их перестановки. Прямой порядок характерен для научной и деловой речи, обратный широко используется в произведениях публицистических и литературно-художественных; особую роль обратный порядок играет в разговорной речи, имеющей свои типы построения предложений.
Определяющим фактором расположения слов в предложении является целенаправленность высказывания, его коммуникативное задание. С ним связано так называемое а к т у а л ь н о е ч л е н е н и е высказывания, которое предполагает движение мысли от известного, знакомого к неизвестному, новому: первое (основа высказывания) обычно заключено в начальной части предложения, второе (ядро высказывания) – в его конечной части. Ср.:
1) 12 апреля 1961 года состоялся полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества (исходной точкой, основой высказывания является указание на дату, т. е. сочетание 12 апреля 1961 года, а ядром высказывания – остальная часть предложения, которая логически подчеркивается);
2) Полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества, состоялся 12 апреля 1961 года (основой высказывания является сообщение об историческом полете Ю. А. Гагарина, а ядром высказывания – указание на дату, которое логически подчеркивается).
Как правильно составлять предложения в русском языке? Структура предложения
Правильное построение предложений в русском языке состоит в следующем:
- Подлежащее стоит перед сказуемым: Лес зашумел.
- Управляемый элемент следует за управляющим: Ученик ответит на вопрос.
- Согласованное определение препозитивно: Солнечный луч осветил комнату.
- Несогласованное определение стоит в постпозиции: Дом справа казался необитаемым.
- Обстоятельства образа действия, времени и места стоят перед сказуемым: Как быстро пролетело время!
- Обстоятельства других значений имеют свободное место в конструкции.
Рекомендации, как правильно составлять предложения в русском языке, относятся и к словосочетаниям, входящим в состав высказывания:
- В словосочетаниях со схемой сущ. + сущ. зависимое, как правило, в постпозиции: вопрос учителя, слезы ребенка.
- При опорном прилагательном наречие предшествует: абсолютно невозможный, слегка кривой.
- В модели глагол + наречие зависимое слово стоит за главным, если наречие акцентируется: пела она замечательно.
Как строится предложение в русском языке, если в нем есть однородные члены? При включении в конструкцию ряда однородных определений на первое место ставится наименование более важного признака: По расхлябанной осенней лесной дороге передвигался рессорный экипаж.
Структура предложения с инфинитивом в русском языке предполагает его постпозицию: Поедем учиться в Москву.
Схема сложного предложения.
Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.
Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.
Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.
Схема здесь несложная […..], и […..].
В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.
Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.
Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.
Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.
Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.
Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.
В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.
Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.
Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.
Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.
Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.
Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.
Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.
В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.
Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.
Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.
Порядок слов в предложении в русском языке достаточно свободный – главное, чтобы сохранялся смысл того, о чем человек говорит или пишет. Но все же он имеет три основных значения – синтаксическое, стилистическое и смысловое. Также следует сказать, что лингвистика разделяет прямой порядок слов, при котором существует определенная очередность того, как члены предложения следуют друг за другом, и обратный, то есть свободный. Порядок слов может влиять на то, какую именно роль играет в предложении та или иная его часть, а также на то, куда будет падать логическое ударение Измененный порядок слов может повлиять не только на смену членства в предложении, но и на полное или частичное изменение его смысла. То есть порядок слов в этой синтаксической единице действительно очень важен и имеет большое влияние.
Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:
“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):
[…],
↓что?
(что …)
↓какой?
(который …).
“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):
[…],
↓когда? ↓зачем?
(когда …), (чтобы …).
“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):
[…],
↓чему? ↓чему? ↓чему?
(что …), (что …), (что …).
Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.
В тексте обособленной мыслью или завершенной является предложение. Оно представляет собой сочетание слов, которые грамматически и интонационно оформлены. Так они выступают в роли высказывания или исчерпавшей себя мысли. В русском языке порядок слов в предложении поможет правильно поставит вопрос, побудить к действию, просто информировать. Интонация произношения укажет на необходимость расстановки знаков препинания.
Постановка других членов предложения
Перед сказуемым употребляют наречие на — о и — е: «Мы точно пойдем на каток». Некоторые слова сочетаются в обратном порядке. Обстоятельство образа действия зависят от других второстепенных членов: «Туристы шли медленно. Туристы медленно шли по крутой тропе». Если подразумевается мера и степень, их ставят перед словом, от которого зависят. Временные слова используют перед глаголами-сказуемыми. Обстоятельства места пишут в начале предложения, затем сказуемое и подлежащее: «Слева опускалось красивое красное солнце».
Вводные слова, частицы и предлоги не являются членами предложения. Их употребление происходит в свободной форме. «К сожалению, я не смогу прийти. Я, к сожалению, не буду присутствовать». Обращение также ставится свободно, однако, чаще всего используется в начале предложения. Это можно увидеть на примере: «Ваня, пойдем гулять. Пошли, Ваня, посмотрим на павлинов. Мы сегодня не сможем к вам прийти, Ваня». Частицы ставят перед словом, к которому относятся. Предлог нельзя отрывать от управляемого существительного.
Как строятся предложения в английском языке: структура английского предложения
Изучив все члены предложения, можно переходить к построению самих предложений на английском языке. Построить предложение в английском достаточно просто, потому что, как уже упоминалось ранее, делается это по фиксированному порядку. Что же это значит? Например, в русском мы можем свободно менять порядок членов предложения. Смысл при этом сохранится, потому как предложение не потеряет логики. Английский язык к порядку относится строже. Так, если предложение начинается с подлежащего, переставить его со сказуемым нельзя. Пример для наглядности:
Как видите, целым 5 возможным вариантам выражения одной и той же мысли на русском противопоставляется лишь одна фраза на английском.
Однако стоит обратить внимание на то, что видов английских предложений 3, а именно утвердительное, отрицательное и вопросительное. Каждое имеет свой вариант построения английского предложения.
Сложное предложение включает в себя две и более грамматические основы, иначе говоря, оно состоит из нескольких простых. Составить сложное предложение совсем не трудно, понимая простые правила.
Между грамматическими основами могут быть разделительные запятые или союзы. Если простые предложения в составе сложного разделяются запятой, то предложение считается бессоюзным:
«Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит».
Если для разделения используются сочинительные союзы — и, а, но, да — предложение называется сложносочинённым:
«Собака лает, а кошка мяукает».
При использовании подчинительных союзов — если, чтобы, как, потому, что и др. — предложение считается сложноподчинённым.
«Мы будем загорать, если погода будет солнечной».
Как составить слова в единое целое
Порядок слов в предложении — это определенное расположение частей речи, которые связаны грамматически. Он считается свободным, то есть закрепленного места за каждым из членов предложения нет. «Повар вчера долго украшал торт» — слова можно переставлять несколько раз, что позволит получить разные варианты построения.
Прямой и обратный порядок слов зависит от структуры предложения, употребления членов в контексте. Обратный — инверсия — необходим в художественном тексте. Следует отличать его от разговорного языка, в котором особые предложение строят по специальным правилам. Деловой и официальный стиль подразумевает использование прямого порядка. Передача идеи другому человеку должна соответствовать написанному, чтобы не искажались факты.
Роль синтаксиса в развитии критического мышления у учеников
Изучение синтаксиса требует от учеников внимательности и логического мышления. Анализ предложений позволяет им разбираться в структуре языка и осознавать, как она влияет на смысл высказывания. Ученики учатся распознавать субъекты, глаголы, дополнения и другие части речи, понимать, как они взаимодействуют друг с другом и какие значения приобретает предложение в результате их комбинации.
Способность правильно анализировать и понимать высказывания необходима для критического мышления. Когда ученик разбирает предложения, он учится видеть связь между идеями и аргументами. Синтаксический анализ помогает осознавать взаимосвязь между частями текста и понимать смысл предложений в контексте. |
Кроме того, изучение синтаксиса тренирует логическое мышление учеников, помогая им строить аргументацию и выражать свои мысли более точно и последовательно. Синтаксический анализ требует умения обнаруживать ошибки и противоречия в тексте, что развивает навыки критического мышления и способствует формированию у учеников аналитического склада ума. |
Знание синтаксических правил помогает ученикам улучшить свою письменную и устную речь. Правильное использование синтаксических конструкций делает высказывания более ясными и логичными, а также помогает избегать недоразумений и неправильной интерпретации информации.
Таким образом, изучение синтаксиса играет важную роль в развитии критического мышления у учеников. Этот навык помогает им анализировать и понимать тексты, строить логические цепочки аргументации и выражать свои мысли более точно. Изучение синтаксиса не только развивает языковые навыки, но и способствует формированию у учеников умения мыслить критически.
Какие существуют правила построения предложений в русском языке?
Правильное построение предложений в русском языке состоит в следующем:
- Подлежащее стоит перед сказуемым: Лес зашумел.
- Управляемый элемент следует за управляющим: Ученик ответит на вопрос.
- Согласованное определение препозитивно: Солнечный луч осветил комнату.
- Несогласованное определение стоит в постпозиции: Дом справа казался необитаемым.
- Обстоятельства образа действия, времени и места стоят перед сказуемым: Как быстро пролетело время!
- Обстоятельства других значений имеют свободное место в конструкции.
Рекомендации, как правильно составлять предложения в русском языке, относятся и к словосочетаниям, входящим в состав высказывания:
- В словосочетаниях со схемой сущ. + сущ. зависимое, как правило, в постпозиции: вопрос учителя, слезы ребенка.
- При опорном прилагательном наречие предшествует: абсолютно невозможный, слегка кривой.
- В модели глагол + наречие зависимое слово стоит за главным, если наречие акцентируется: пела она замечательно.
Как строится предложение в русском языке, если в нем есть однородные члены? При включении в конструкцию ряда однородных определений на первое место ставится наименование более важного признака: По расхлябанной осенней лесной дороге передвигался рессорный экипаж.
Структура предложения с инфинитивом в русском языке предполагает его постпозицию: Поедем учиться в Москву.
Обратный порядок — это нарушение традиционной последовательности слов в предложении. Если это делается с целью усиления образности, такой обратный порядок слов в предложении называется инверсией.
Любое изменение правил составления предложений в русском языке акцентирует внимание на словах, находящихся на непривычных местах. Например, перестановка определения перед главным словом подчеркивает его интонационно и семантически: Были здесь барышни прекрасные, молодцы смелые, отцы семейств дородные.
Изменение места определения и отделение его от определяемого существительного всегда усиливает этот член предложения: Поздняя нам выпала в этом году весна.
Непрямой порядок слов часто используется в литературе для создания художественного образа, а также в речевой практике. Инверсия делает наше высказывание более емким, точным, экспрессивным. Например, нарушая правило о постпозиции управляемого слова, соотносимого с глаголом, мы подчеркиваем качество совершаемого действия: Медленно, неверными шаркающими шагами, шел старик по длинному коридору.
Строгой регламентации, как правильно построить предложение в русском языке, нет. Порядок слов обладает относительной свободой, ограниченной грамматическими законами и требованиями смысла.
Порядок слов связан с актуальным членением предложения на тему (известное) и рему (новое). Как правило, тема связана с подлежащим, рема — со сказуемым. Синтаксическое место их не закреплено: Афанасий Иванович тяжело дышал. Вихрями скручивались синие облака в вышине.
Среди второстепенных членов важное место занимает дополнение. Оно представлено местоимением, именем существительным. При написании ставят после управляющего слова: посмотреть телевизор, готов к диалогу. Важно обращать внимание на передачу определенных сведений.
Предложение может быть написано в нескольких вариантах.
- Мне понравилась работа.
- Мне работа понравилась.
- Работа мне понравилась.
- Работа понравилась мне.
- Понравилась мне работа.
В безличных предложениях дополнение ставится перед управляющим словом. «Ему придется выходить на улицу в дождь. Девочке нездоровится». Если дополнений несколько, все они относятся к одному управляющему слову. В русском языке порядок слов в предложении предполагает несколько вариантов. Сначала стоит прямой вид: «Объясните свое поведение всем присутствующим». Косвенный вариант в дательном падеже, наоборот, пишут перед прямым: «Сообщите нам свои пожелания относительно праздника».
Перед сказуемым употребляют наречие на – о и – е: «Мы точно пойдем на каток». Некоторые слова сочетаются в обратном порядке. Обстоятельство образа действия зависят от других второстепенных членов: «Туристы шли медленно. Туристы медленно шли по крутой тропе». Если подразумевается мера и степень, их ставят перед словом, от которого зависят. Временные слова используют перед глаголами-сказуемыми. Обстоятельства места пишут в начале предложения, затем сказуемое и подлежащее: «Слева опускалось красивое красное солнце».
Вводные слова, частицы и предлоги не являются членами предложения. Их употребление происходит в свободной форме. «К сожалению, я не смогу прийти. Я, к сожалению, не буду присутствовать». Обращение также ставится свободно, однако, чаще всего используется в начале предложения. Это можно увидеть на примере: «Ваня, пойдем гулять. Пошли, Ваня, посмотрим на павлинов. Мы сегодня не сможем к вам прийти, Ваня». Частицы ставят перед словом, к которому относятся. Предлог нельзя отрывать от управляемого существительного.
В русском языке порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным. Это значит, что в предложении нет строго закрепленного места за тем или иным его членом. Например, предложение, состоящее из пяти знаменательных слов: Редактор вчера внимательно прочитал рукопись – допускает 120 вариантов в зависимости от перестановки членов предложения.
Различаются п р я м о й п о р я д о к слов, определяемый типом и структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, его местом среди других слов, которые непосредственно с ним связаны, а также стилем речи и контекстом, и о б р а т н ы й
п о р я д о к, являющийся отступлением от обычного порядка и выполняющий чаще всего функцию
и н в е р с и и, т. е. стилистического приема выделения отдельных членов предложения путем их перестановки. Прямой порядок характерен для научной и деловой речи, обратный широко используется в произведениях публицистических и литературно-художественных; особую роль обратный порядок играет в разговорной речи, имеющей свои типы построения предложений.
Определяющим фактором расположения слов в предложении является целенаправленность высказывания, его коммуникативное задание. С ним связано так называемое а к т у а л ь н о е ч л е н е н и е высказывания, которое предполагает движение мысли от известного, знакомого к неизвестному, новому: первое (основа высказывания) обычно заключено в начальной части предложения, второе (ядро высказывания) – в его конечной части. Ср.:
1) 12 апреля 1961 года состоялся полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества (исходной точкой, основой высказывания является указание на дату, т. е. сочетание 12 апреля 1961 года, а ядром высказывания – остальная часть предложения, которая логически подчеркивается);
2) Полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества, состоялся 12 апреля 1961 года (основой высказывания является сообщение об историческом полете Ю. А. Гагарина, а ядром высказывания – указание на дату, которое логически подчеркивается).
- В п о в е с т в о в а т е л ь н ы х предложениях подлежащее обычно предшествует сказуемому, например: Провода тянулись от дерева к дереву… (Ажаев); Кое-кто уходил из деревни на заработки… (Гладков); Земля вращается вокруг Солнца.
Взаимное расположение подлежащего и сказуемого может зависеть от того, обозначает ли подлежащее определенный, известный предмет или, наоборот, предмет неопределенный, неизвестный. Ср.: Поезд пришёл (определенный). – Пришёл поезд (неопределенный, какой-то).
Обратный порядок главных членов предложения (сначала сказуемое, потом подлежащее) является обычным в следующих случаях:
1) в авторских словах, разрывающих прямую речь или стоящих после нее, например: – Я не странный, – ответил мальчик грустно (Короленко).
Постановка подлежащего впереди сказуемого в подобных случаях встречалась в старых текстах, например: – Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть? – крестьянин говорил лисице, встретясь с нею (Крылов); – Дедушку знаешь, мамаша? – матери сын говорит (Некрасов); учитывается и ритм стиха;
2) в авторских ремарках, включаемых в текст драматических произведений, например: Входит Глумов (А. Н. Островский); Видна часть дома с террасой (Чехов);
3) в предложениях, в которых подлежащее обозначает отрезок времени или явление природы, а сказуемое выражено глаголом со значением бытия, становления, протекания действия и т. д., например: Прошло сто лет… (Пушкин); Пришла весна (Л. Толстой); Была лунная ночь (Чехов);
4) в описаниях, в рассказе, например: Поёт море, гудит город, ярко сверкает солнце, творя сказки (Горький);
5) в качестве стилистически заданного приема и н в е р с и и, с целью логического выделения одного из главных членов предложения, например: Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (А. Коптяева).
При постановке обстоятельственных слов в начале предложения подлежащее часто стоит после сказуемого, например: С улицы доносился шум… (Чехов). Однако встречается в этих условиях и прямой порядок главных членов предложения, например: К базе Уваров и Анна подъехали в самое жаркое время дня (А. Коптяева).
- В в о п р о с и т е л ь н ы х предложениях сказуемое часто предшествует подлежащему, например: Не заступятся ли за меня дедушка али тётушка? (Пушкин); Так отдам ли я тебе эту волюшку, дорогую, короткую? (А. Н. Островский).
- В п о б у д и т е л ь н ы х предложениях местоимения-подлежащие, предшествующие глаголу-сказуемому, усиливают категоричность приказания, совета, побуждения, а следуя за сказуемым, они смягчают тон приказания. Ср.: Ты у меня пикни только (А. Н. Островский). – Не сокрушай ты меня, старуху (Тургенев).
- В разговорной речи связка часто ставится на первое место, например: Был я молодым, горячим, искренним, неглупым… (Чехов).
- Постановка именной части сказуемого впереди подлежащего служит целям инверсии, например: Загадочны и потому прекрасны тёмные чащи лесов, глубины морей; загадочен крик птицы и треск лопнувшей от теплоты древесной почки (Паустовский).
Средством выделения сказуемого служит также постановка именной части перед связкой, например: …Оба голодные остались (Л. Толстой); Бор глухим, сумрачным стал (Сейфуллина). То же в составном глагольном сказуемом при постановке инфинитива перед вспомогательным глаголом, например: Так ты, что же, и сеять не думал? (Шолохов).
Как правильно составить предложение
А теперь будем варьировать. Сначала пара коротких предложений, чтобы задать ритм. Хорошо. Дальше несколько длинных, и можно даже разбить их коротким для большего контраста, но это необязательно. Главное — варьировать. Уверенно ведите читателя по длинному предложению, показывайте достопримечательности, дайте его разуму отправиться в свободное плавание. Даже два длинных предложения не будут вам помехой, если не вдаваться в сложные параллельные перечисления.
В художественном или публицистическом тексте в начале предложения логично задать место и время действия, то есть начать с обстоятельства:
Утром 1 января Марина начала новую жизнь.
Чтобы сделать текст напряжённее, писатель нагородит обстоятельств и сложноподчинённых конструкций до того, как сдаст подлежащее и сказуемое:
Задолго до того, как его комнату перевернут вверх дном агенты «Креста», задолго до его шествия через рыночную площадь, когда его, побитого и опустошённого, с цепями на руках, проведут под вой грязной толпы, задолго до его прощальной речи перед расстрелом, и тем более задолго до того, как картинку с его казни расхватают все телеканалы, Саава проснётся ярким солнечным утром под белой, всё ещё хрустящей простынёй, и попросит апельсинового сока.
То же, но из Маркеса, и проще:
Пройдёт много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лёд.
В новостной журналистике принято после заголовка и введения давать суть новости. Это может быть подлежащее, дополнение или обстоятельство. Причём начало статьи сразу отвечает на вопрос, который возникает у читателя после заголовка и введения:
Пенсии воровали еноты
В Перми найдены виновники махинаций со счетами Пенсионного фонда.
Двенадцать енотов‑полоскунов задержала пермская полиция вчера утром в зоопарке по подозрению в финансовых махинациях и хищении пенсий на сумму 14 миллиардов рублей.
Нажмите кнопку «Стоп» и подождите две минуты, пока дверца сама не разгерметизируется, чтобы открыть дверцу машинки во время стирки.
Чтобы открыть дверцу машинки во время стирки, нажмите кнопку «Стоп» и подождите две минуты, пока дверца сама не разгерметизируется.
Но уже следующее предложение придётся начать с главной части:
Не пытайтесь открыть дверцу силой, пока она не разгерметизируется, чтобы не повредить ручку и барабан.
Опытные писатели (в примере — Ильф и Петров) разрывают привычный порядок слов вводными конструкциями, чтобы развлечь читателя и поиграть масштабом:
Смахнув с седых (волосок к волоску) усов оставшиеся после умывания росинки, Ипполит Матвеевич зверски пошевелил усами, в нерешительности попробовал шероховатый подбородок, провел щеткой по коротко остриженным алюминиевым волосам пять раз левой и восемь раз правой рукой ото лба к затылку и, учтиво улыбаясь, двинулся навстречу входившей в комнату тёще — Клавдии Ивановне.
Порядок слов — не набор формальных правил, а инструмент редактора.
Как правильно составить предложение в русском языке? Какие есть правила?
Необходимо заниматься своей мимикой и жестикуляцией. Для этого разговаривайте сами с собой перед зеркалом, можете записать монолог или разговор на видео и затем просмотреть его, найти слабые места. Сначала вам может показаться, что ваша жестикуляция глупая, однако с течением времени это ощущение уйдет. Занятия не означают, что вам нужно научиться на лице держать маску робота, нужно просто понять, как вы выглядите со стороны. Это займет немало времени, однако результат того стоит.
Без стремления и твердого желания добиться красиво разговаривать, невозможно.
Когда у вас появятся первые трудности или вы не будете видеть хоть какого-то результата, то у вас может не хватить мотивации, поэтому перед началом тренировок поймите, что это не просто “поговорить, посидеть, почитать”, а действительно ежедневный и упорный труд.
Если же у вас сейчас не много свободного времени, тогда стоит отложить занятии до более благоприятного времени.
Если именно ваша природная стеснительность мешает вам красиво говорить, тогда есть смысл позаниматься над самоуверенностью. Даже если у вас получиться научиться красиво излагать мысли перед зеркалом, то не факт, что вы сможете также красиво и связно изложить мысли перед зрителями. Умение держать себя в руках и контролировать свои мысли пригодится вам во многих жизненных ситуациях, поэтому не пренебрегайте этим.
Задание: Исключи лишнее слово, чтобы получилось предложение.
- У Нади и слоны Димы папы — водолазы.
- На дне зоопарк океана звезда.
- Полез Денис дрова на забор.
- По рекам водный плывут суда.
- Папа Тимы река работает на заводе.
- Мы были в скакала парке.
- Белка брала баранки у осина нас из рук.
- Белые бараны били в зубры барабаны.
- В парке растут липы, сосны, компот , осины.
- Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.
Уроки мастерства. Правильно строим предложения
Одна из распространенных ошибок авторов ПрозыРу — злоупотребление сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Они не только усложняют чтение, но и лишают читателя удовольствия. Ему постоянно приходится продираться сквозь смысловые нагромождения, как через бурелом.
А кому это понравится? В итоге помучаешься, помучаешься в попытках уяснить смысл нескольких абзацев — да и закроешь страницу. Хватит, дорогой автор. Не обессудь, утомил. Прости уж, пойду к другому…
Читателей надо уважать! Поэтому не изливайте на него поток сознания, как это делают любители слишком длинных предложений. А пишите так, чтобы человеку было легко и удобно читать ваше произведение. И главное, чтобы он смог ПОНЯТЬ смысл того, что вы написали.
Рассмотрим примеры (все они взяты из вещей, размещенных на ПрозеРу).
«Вот потому-то я попытаюсь рассказать эту историю — романтическую историю любви ветерана Чеченской кампании, орденоносца Пашки и сестры милосердия Людки, и еще историю любви к Родине, и к большой Родине, и к малой, и историю о юношеском бесстрашии и героизме, и о Великой Национальной Идее, я попытаюсь рассказать эту очень сложную историю от своего лица».
Как научиться грамотно разговаривать на русском языке
- Если вы хотите научиться разговаривать грамотно и красиво возьмите в привычку читать хотя бы 15 минут в день. Отлично подойдет классика, поскольку она яркий образец художественной речи. Это поможет вам расширить словарный запас, обогатит вашу речь и научит ясно излагать мысли. Вы невольно запомните некоторые слова и выражение, которые потом сможете без труда воспроизвести.
- Изучайте синонимы, они позволят вам удивительно разнообразить вашу речь и избежать частых повторений, а так же слов-паразитов и междометий, которые коверкают речь, делая ее малопонятной и раздражающей.
- Не используйте незнакомые слова. Учите новые словами, это поможет вам увеличить запас слов и правильно расставить ударения в словах.
- Говорите чаще и как можно дольше. Если в эту минуту нет подходящих собеседников, включите телевизор и постарайтесь воспроизвести речь диктора. В результате этих упражнений вы научитесь правильно расставлять интонационные паузы, и ваш лексический запас пополнится новыми формами. Помните, говорить нужно обязательно вслух.
- Следите за «чистотой» речи: искореняйте слова, не несущие никакой смысловой нагрузки.
- Рассказывайте о просмотренном фильме или прочитанной книге кому-нибудь. Попытайтесь сделать вашу речь интересной для слушателя.
- Отсутствие длинных пауз и общая связность речи добавит вашему повествованию благозвучности и красоты.
- Не все умеют красиво и грамотно преподносить информацию, но для этого есть упражнение. Называется «разговор ни о чем». Выбираете любой предмет и в течении пяти минут много и вдохновенно описываете его, потом переключаетесь на другой. Это научит вас легко говорить обо всем на свете.
- Избегайте жаргонных, нецензурных слов, а так же понятный одному вам слэнг и научные термины. Старайтесь обойтись без шаблонных фраз.
- Одного словарного запаса будет недостаточно, чтобы строить предложения грамотно. Нужно еще умение четко и лаконично выражать свои мысли, умение правильно строить предложения. Для развития этих навыков попробуйте к любому слову подобрать определение. Или пишите слова и пробуйте составить из них предложения. Чем больше получится – тем лучше.
- Добивайтесь совершенства речи, рассказывая самому себе, как прошел ваш день. Встаньте перед зеркалом и потренируйтесь, следя за жестами и мимикой.
Корректная, правильная речь создаст вам имидж человека умного и образованного. Учитесь владеть вашей речью, все в ваших руках!
Аудиокниги — отличный выход, если нужно справиться со школьной программой или просто приятно провести время. Обращать внимание при их прослушивании нужно на то, как профессиональные актеры используют интонацию, логическое ударение, темп речи и тембр голоса, как с помощью пауз создается нужный эффект. Грамотная, но монотонная и невыразительная речь не поможет завоевать внимание аудитории. Интонация иногда может сказать больше, чем слова, — вот почему люди чаще доверяют не прямому смыслу фразы, а тому, как именно она была произнесена. С помощью интонации человек иногда осознанно, а иногда и непроизвольно передает мысли, чувства и настроение. А прочувствовать ее важность поможет простое упражнение: произнести любое слово (например, «молодец» или «хорош!») три-четыре раза с разной интонацией.
Научитесь правильно дышать
Часто причиной вашей несвязной речи может быть волнение и неуверенность в себе. Расслабиться и снизить уровень накопившегося стресса позволяет правильное дыхание. Поэтому я всегда начинаю свои занятия с его постановки.
Ваша задача научиться дышать нижней частью тела. При правильном вдохе верх живота немного должен выступать вперёд, а на выдохе диафрагма должна сокращаться (живот уходит вглубь, как будто стремится к позвоночнику). Вдох необходимо делать через нос, а выдох — через рот. Выдох должен быть амплитудным, звучным и всегда в два раза длиннее вдоха.
Рекомендую попробовать такое упражнение. Лягте спиной на относительно твёрдую поверхность. Одну руку положите на область диафрагмы (её условную границу можно провести по нижнему краю рёбер), а вторую — на грудную клетку. Следите за тем, какая из них приподнимается на вдохе. Ваша задача приподнять ту, что лежит на животе.
Далее перевернитесь, лягте на живот и положите руки под голову. Постарайтесь на вдохе словно оттолкнуться рёбрами от поверхности, на которой лежите. Будет чувство, что нижняя часть тела надувается, как шарик. Выполняйте эти упражнение 5–10 минут в день — так вы будете формировать у себя новую дыхательную привычку.
Из чего состоит английское предложение
Каждое предложение выражает законченную мысль. Чтобы мысль выглядела логичной и понятной, надо использовать определенные члены предложения. В каждом английском предложении есть два обязательных элемента: подлежащее – главное действующее лицо предложения (отвечает на вопрос «кто?», «что?»), сказуемое – то, что делает подлежащее (отвечает на вопрос «что делать?»).
Подлежащее может выражаться местоимением (я, ты, они, все и т. д.) или существительным (мама, кот, работа, яблоко и т. д.). Как правило, оно стоит на первом месте в предложении. Сказуемое выражается глаголом (идти, писать, думать, падать и т. д.) и следует за подлежащим, то есть стоит на втором месте в предложении.
- (Кто?) Они (что делали?) думали. – They thought. (Кто?) Кот (что делает?) идет. – The cat is going. (Что?) Яблоко (что сделает?) упадет. – The apple will fall.
Сказуемое – это самый важный член предложения. Только сказуемое может показать, что происходит, произошло или произойдет. Английское сказуемое может состоять из двух элементов: основного глагола – «главного» глагола, который показывает, что делает подлежащее, и вспомогательного глагола – глагола, который помогает различать времена.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Как говорилось выше, без них невозможно правильное построение предложений в английском языке. Кроме того, есть еще второстепенные члены, к ним относятся:
-
Дополнение – стоит после сказуемого и отвечает на любой падежный вопрос, кроме вопросов именительного падежа. Дополнение бывает прямым и косвенным. Прямое отвечает на вопросы винительного падежа: «кого?», «что?»; косвенное – на все остальные падежные вопросы: «кого?», «чего?», «кому?», «чему?» и т. д. Как правило, в предложении сначала следует прямое дополнение, потом косвенное.
I see A girl with him. – Я вижу (кого?) Девушку (с кем?) С ним.
She is reading A book to the children. – Она читает (что?) Книгу (кому?) Детям.
I see a Beautiful girl with him. – Я вижу (какую?) Красивую девушку с ним.
My red cat lies on the window. – (Чей?) Мой (какой?) Рыжий кот лежит на окне.
My red cat lies On the window. – Мой рыжий кот лежит (где?) На окне.
Yesterday I saw her with him. – (Когда?) Вчера я видел ее с ним.
He behaved Differently. – Он вел себя (как?) По-другому.