Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплаты при тотале авто по ОСАГО в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Тотал или тотальная гибель – это понятие из сферы моторного страхования, означающее, что стоимость причиненного вреда достигает или превышает рыночную стоимость транспорта. Другими словами, автомобиль не подлежит восстановлению, или же производить ремонт нецелесообразно. Когда страховая организация оценивает урон, причиненный имуществу, она учитывает его текущую среднюю стоимость и потенциальные затраты на ремонтные работы. Если стоимость ремонта превышает рыночную цену, то страховщик признает это тоталом. Для клиента данное понятие связано с утратой возможности использовать транспорт (возможно временно). Это значит, что ему запрещается садиться за руль до момента его восстановления.
Как правило, ТС признают тотальным, если повреждения превращают его из средства передвижения в груду металла. Подобные ситуации называют конструктивной гибелью. Однако в сфере ОСАГО чаще всего встречаются тоталы по экономическим причинам. Это означает, что списывать автотранспорт еще рано. Однако починку попросту считают невыгодной, учитывая цены на новые машины. Они могут быть на том же уровне, либо вовсе окажутся дешевле.
Можно ли оспорить тотал по ОСАГО?
Чтобы рассчитать размер убытков, страховщик привлекает независимых экспертов. Все могут ошибаться, поэтому специалист ошибочно может посчитать тоталом страховой случай. Если вы не согласны с этим решением, то его можно оспорить. Этот процесс может быть сложным и долгим, но у вас все может получиться. Чтобы доказать факт неправильного решения, придется постараться. Для этого требуется совершить ряд действий:
- Самостоятельно обратиться к независимому эксперту для определения точной суммы ущерба. Его услуги потерпевшему необходимо будет оплатить из собственного кармана.
- Если эксперт подтвердит, что реальный ущерб отличается от того, который назвал страховщик, и опровергнет факт гибели, нужно повторно обратиться в вашу страховую организацию. Укажите, что специалисты определили тотал по ошибке, и приложите решение нанятого независимого эксперта.
- Если страховщик игнорирует или отказывает в вашем обращении, в 2023 году водителям необходимо обратиться к финомбудсмену. Разбором подобных дел, связанных с ОСАГО, занимается именно финансовый уполномоченный.
- В случае повторного отказа, за восстановлением справедливости придется обращаться в суд.
Нанятый вами эксперт определит размер вреда. Он может встать на вашу сторону и признать расчет страховщика ошибочным. После этого он укажет в заключении, сколько в действительности составляет полученный убыток. Но вполне возможно, что для решения проблемы придется пройти весь этот длинный путь, и вернуть деньги получится уже через суд.
Имейте в виду, что если страховщик признает случай тоталом, то он не станет ремонтировать транспорт. Под гибелью также подразумевается нецелесообразность восстановления ТС. Страховая организация будет выплачивать компенсацию деньгами в рамках установленных лимитов.
Три стороны страхования
В данном случае, Ингосстрах обратился в суд с иском к виновнику аварии в порядке суброгации (переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки).
Страховая компания при расчете из стоимости ремонта авто вычла максимальную выплату по ОСАГО (та сумма, которую должны были выплатить по договору ОСАГО) и попросила возместить разницу:
561,3 тысячи рублей — 400 тысяч рублей = 161,3 тысячи рублей.
Виновный в аварии не согласился с данным расчетом. Он считал, что по условиям КАСКО необходимо применить правила о полной гибели авто, а не отправлять его в ремонт.
Согласно решению суда, страховая стоимость авто, пострадавшего в аварии, по договору КАСКО составила 771,9 тысячи рублей. Признание тотала (полной гибели автомобиля) возможно лишь в том случае, если бы стоимость ремонтных работ составили более 75% страховой стоимости транспортного средства.
В итоге Ингосстрах оплатил фактическую стоимость ремонта, она составила 561,3 тысячи рублей или 72% от страховой стоимости транспортного средства. По итогам экспертизы рыночная стоимость авто с учетом износа составила 622,6 тысячи рублей или 80% от страховой суммы. Годные остатки эксперты оценили в 385,9 тысячи рублей.
По подсчетам Агентства страховых новостей, в случае признания тотала пострадавший получил бы выплату, равную стоимости автомобиля за вычетом стоимости годных остатков:
771,9 тысячи рублей — 385,9 тысячи рублей = 386 тысяч рублей.
Эта сумма была бы менее максимального размера по ОСАГО. В этом случае Ингосстрах при этом не имел бы права взыскивать деньги с виновного в аварии.
Изменение тотала по ОСАГО 2024 года: важные последствия для водителей и страховых компаний
В 2024 году вступают в силу изменения в системе определения степени тотала по ОСАГО, которые будут иметь важные последствия как для водителей, так и для страховых компаний.
Одним из ключевых изменений будет изменение порогового значения стоимости восстановления автомобиля при котором он считается тоталом. Вместо существующего значения, в новой системе вводится более высокое пороговое значение. Это означает, что для автомобиля станет сложнее быть признанным тоталом, что может снизить выплаты от страховых компаний и увеличить расходы для водителей.
Другим важным изменением является внедрение нового алгоритма оценки стоимости восстановления поврежденного автомобиля. Вместо существующей системы, основанной на определенных процентах от рыночной стоимости автомобиля, новый алгоритм учитывает такие факторы, как возраст автомобиля, его пробег, состояние и другие технические характеристики. Такая система позволяет более точно определить стоимость восстановления и справедливо учитывать характеристики каждого конкретного случая.
Последствия для водителей заключаются в том, что в случае ДТП и признания автомобиля тоталом, они будут иметь меньше возможностей получить полную компенсацию за ущерб. В связи с повышением порога стоимости восстановления, автомобиль с повреждениями, которые ранее считались тоталом, может сейчас быть восстановлен, и водитель получит только компенсацию в размере его реальной стоимости восстановления. Это может сильно сказаться на финансовом состоянии водителей и их способности восстановить свой транспорт.
С другой стороны, изменение системы тотала также повлияет на страховые компании. Пересмотр порогов стоимости и введение нового алгоритма оценки способствует снижению выплат компенсаций. Это может быть выгодно для страховых компаний, поскольку они смогут сэкономить на выплатах в случаях с повреждениями, которые ранее считались тоталом, но теперь могут быть восстановлены.
Таким образом, изменение тотала по ОСАГО в 2024 году имеет важные последствия для всех вовлеченных сторон — водителей и страховых компаний. Водителям следует быть более осторожными на дороге, чтобы избежать ДТП и повреждений, которые могут быть не признаны тоталом, а страховым компаниям нужно готовиться к изменениям в системе оценки и компенсаций.
Ввод новых требований для страховых компаний
Вступление новых требований для страховых компаний в отношении тотала по ОСАГО при ДТП в 2024 году будет иметь существенные последствия как для участников ДТП, так и для страховщиков. В рамках новых требований страховые компании будут обязаны учесть ряд факторов для более точного определения степени повреждения транспортного средства и дальнейших выплат.
Одним из основных требований, которое будет введено, будет необходимость более детальной экспертизы повреждений автомобиля. Страховые компании должны будут обратить особое внимание на анализ технического состояния транспортного средства до ДТП, а также оценить потенциальные затраты на ремонт и восстановление автомобиля. Это позволит более точно определить степень тотала и признать автомобиль непригодным для эксплуатации после ДТП.
Другим важным требованием будет учет степени ответственности водителя при ДТП. Страховые компании будут обязаны проверять соответствие водителя всех необходимых правил и требований дорожного движения, а также определить его долю виновности в произошедшем ДТП. Это позволит более справедливо распределить финансовую ответственность между участниками ДТП и страховыми компаниями.
Кроме того, новые требования также предусмотрят введение более жестких санкций для страховых компаний, которые не соблюдают установленные правила по определению тотала по ОСАГО при ДТП. Это включает штрафы, лишение лицензии на осуществление деятельности в сфере страхования и другие меры. Такие меры будут способствовать повышению качества работы страховых компаний и укреплению доверия со стороны клиентов.
В целом, ввод новых требований для страховых компаний в отношении тотала по ОСАГО при ДТП в 2024 году будет способствовать улучшению прозрачности и справедливости в сфере страхования автотранспорта. Это также поможет участникам ДТП получить более справедливую компенсацию за повреждения и потери, а страховым компаниям выполнить свои обязательства перед клиентами в соответствии с установленными нормами и правилами.
Признание полной гибели авто означает превышение стоимости ремонтных работ для восстановления над рыночной стоимостью. Водителю не всегда понятно, как страховщики признают ТС таковым.
Исходя из понятия, собственник представляет себе груду железа, которой место только на пункте приёма металлолома. Но, на практике всё не так страшно!
Согласно Закону «Об ОСАГО» № 40-ФЗ, транспортное средство признаётся страховой компанией полностью погибшим в тех случаях, когда его невозможно восстановить или если расходы на восстановление будут равны или превысят рыночную стоимость аналогичного автомобиля.
Страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля, если траты на ремонт составляют 70% и больше от рыночной цены машины.
Признание зкономической тотальной гибелью ТС означает отсутствие выгоды для страхователя в ремонте ТС.
Как работает выплата по КАСКО при тотальном ущербе?
И как выплачивается страховая сумма при полной гибели автомобиля. Итак, предположим, что ваше авто застраховано на 1 000 000 рублей (для простоты расчета), и у страховой компании установлен уровень 70% на ущерб, который признается критическим и происходит “тоталь” по КАСКО. Таким образом, если ущерб в СТОА (страховщика) был рассчитан 750 000 рублей, то вам предложат два варианта выплаты:
— страховщик забирает у вас авто и выплачивает сумму по страховке,
— страховая компания оставляет вам ТС (точнее годные остатки, или ГОТС) и выплачивает разницу между страховой суммой и стоимостью ГОТС.
Разберем оба варианта на примере:
- — стоимость автомобиля 1 000 000 рублей,
- — франшиза 10 000 рублей,
- — оплачен первый платеж 25 000 рублей (кредиторская задолженность клиента еще 25 000 рублей),
- — амортизация -12% в год (опции GAP нет),
- — предыдущих случаев нет,
- — автомобиль не в залоге у банка,
- — ДТП произошло через полгода действия полиса КАСКО.
Что делать, если ГОТС страховщик оценил по “несправедливой” цене
Два основных варианта решения проблемы:
- — предложить страховщику снизить ущерб, например, заменив ремонт у дилера на обычное СТОА, договориться о замене запчастей не на новые, а с “разборов”. У дилера это сделать невозможно.
- — привлечь другого независимого оценщика для расчета ГОТС (вашего авто). Но в этом случае, скорее всего вы столкнетесь с проблемой обращения в суд, когда “ваш” оценщик” остаточную стоимость остатков автомобиля оценит в 250 000 рублей, а страховой компании – 750 000 рублей. С большой доле вероятности суд назначит новую экспертизу, и вам скорее всего для получения выплаты придется понести расходы на представителя для судебного разбирательства, новую оценку, и потерять время на суд первой инстанции и апелляцию. Конечно, вы сможете взыскать еще неустойку, написать жалобу финомбудсмену, в ЦБ, но это будет бременем вашей заботы по ремонту вашего авто.
Когда признается «Тотал»
Тотальная гибель автомобиля может признаваться в нескольких случаях. Часть из них относится к обязательному страхованию, часть — к КАСКО. Самые распространенные случаи:
- Автомобиль получил повреждения в ДТП — чаще всего довольно серьезные;
- Транспортное средство угнали;
- Утопление автомобиля.
В зависимости от условий договора, выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля не выйдет признать и получить в случае:
- Стихийного бедствия, разрушившего автомобиль;
- Других форс-мажорных обстоятельств, в том числе государственных беспорядков и митингов.
Подробнее об особенностях выплат по «тоталу» при ОСАГО или КАСКО читайте ниже.
Как выплачивается страховка, если есть КАСКО и ОСАГО
Помимо обязательного автострахования, есть добровольное – это КАСКО. Прежде чем выбрать такой вариант, нужно разобраться, что покрывает КАСКО. Теоретически этот полис может покрывать любой страховой случай, на практике выплаты определяются стоимостью полиса и условиями договора. Клиент может самостоятельно определить перечень страховых случаев. Чем их больше, тем дороже страховка, в связи с этим полный перечень рисков страхуют немногие. Как правило, по КАСКО предусмотрены выплаты в случае:
- ДТП;
- угона машины;
- повреждения отдельных элементов или механизмов машины;
- намеренного нанесения ущерба автомобилю третьими лицами;
- пожара;
- стихийного бедствия.
Также нужно знать, как работает выплата по КАСКО при аварии. Порядок обращения в страховую компанию после ДТП такой же, как и при ОСАГО, но есть две особенности:
- За выплатой может обратиться и виновник аварии.
- Обращаться участник ДТП должен в свою страховую компанию. Хотя на практике, если речь идет о пострадавшем водителе, многие страховые компании пытаются отказать в выплате, ссылаясь на то, что ущерб должна оплатить страховая компания виновника.
Кто может получить компенсацию в размере половины ОСАГО?
Пункт 2 Правил предоставления компенсации содержит условия, при выполнении которых должна быть выплачена компенсация:
2. Компенсация предоставляется на одно транспортное средство в течение текущего календарного года при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на компенсацию, и наряду с ним не более чем 2 водителями, указанными в договоре обязательного страхования.
Компенсация предоставляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании полученных из федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» сведений о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом (в том числе ребенком-инвалидом) транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм, а также сведений, содержащихся в договоре обязательного страхования, полученных из автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — автоматизированная информационная система).
Условия для получения компенсации следующие:
1. Инвалид должен иметь медицинские показания для приобретения транспортного средства, информация о которых должна быть включена в «Федеральный реестр инвалидов».
2. В страховку ОСАГО кроме самого инвалида может быть включено не более 2-х водителей, то есть максимальное количество водителей в страховке — 3. Открытая страховка, которая не ограничивает перечень водителей, в данном случае не подходит.
3. Скидку можно получить только на 1 страховой полис в течение календарного года. То есть инвалид может получит скидку один раз в 2022 году, один раз в 2023 и т.д. Если у инвалида несколько автомобилей, то скидка будет предоставлена на ОСАГО только одного из этих автомобилей.
Примечание. Ниже речь пойдет о том, что компенсация инвалидам в 2024 году выплачивается автоматически. То есть, если у инвалида несколько автомобилей, то компенсацию выплатят по тому автомобилю, информация о котором первым поступит в пенсионный фонд.
Получение компенсации в беззаявительном порядке
4. Компенсация в беззаявительном порядке (проактивном режиме) предоставляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации при совокупности следующих условий:
- поступление в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (далее — Единая информационная система) сведений о заключенном договоре обязательного страхования из автоматизированной информационной системы;
- наличие в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» сведений об инвалидности и о заключении о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом (в том числе ребенком-инвалидом) транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм, указанном в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
- наличие сведений о законном представителе инвалида (в том числе ребенка-инвалида) в банке данных Единой информационной системы о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (в случае заключения договора обязательного страхования законным представителем инвалида (в том числе ребенка-инвалида);
- наличие размещенных в Единой информационной системе сведений о счете гражданина в кредитной организации на основании данного им с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, согласия на использование указанных им реквизитов счета в целях получения мер социальной защиты (поддержки), а при отсутствии таких сведений — наличие сведений о счете гражданина в кредитной организации, который используется Пенсионным фондом Российской Федерации для зачисления этому гражданину сумм пенсий и иных социальных выплат.
Главное нововведение 2022 года — это выплата компенсаций по ОСАГО в автоматическом режиме. Такая компенсация возможна при одновременном выполнении следующих условий:
- В ЕГИС социального обеспечения поступила информация о страховом полисе (это должно происходить автоматически).
- В ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» имеется информация об инвалидности и о наличии медицинских показаний для приобретения автомобиля.
- В ЕИС о законных представителях лиц имеется информация о законном представителе инвалида (если ОСАГО приобретает законный представитель).
- В ЕИС имеются сведения о счете для выплаты компенсации, либо Пенсионному фонду должен быть известен счет для выплаты пенсии.
Законодатели предполагают, что для большинства инвалидов указанные условия будут выполняться и выплаты компенсаций по ОСАГО будут происходить автоматически.
Как производятся выплаты, если машина кредитная
Если тотальная гибель определена в отношении кредитного авто, соблюдается следующий порядок:
- СК обязательно о случившемся оповещается кредитора, поскольку по условиям выдачи займа именно он является выгодоприобретателем, а не водитель.
- Затем страховщик составляет запрос на выплату, где указывает данные о клиенте и ТС, результат проведения экспертной оценки, формулирует вопрос о том, кому перечислить денежные средства в связи с наступлением страхового случая.
- Получив ответ СК, направляет выплату в счет оплаты кредита. Часть этих денег банк может переправить заемщику, если компенсация от СК превысит сумму оставшегося долга. Если кредит был полностью досрочно погашен или погашен на 80%, то банк разрешает СК перевести все деньги заемщику. Пполучив выплату добросовестный клиент продолжит платить за кредит, пока его полностью не погасит.
Тотал кредитного авто
Поскольку многие транспортные средства приобретаются в кредит, возникает вполне закономерный вопрос: как происходит по кредитным авто выплата по каско, если машина признана тоталом? При заключении автокредита банк обязывает не только приобретать бланк добровольной защиты, но и назначать финансовую компанию выгодоприобретателем на весь срок действия кредитного договора.
Это означает, что все выплаты от страховщика первым будет получать банк. В случае признания тотала страховщик:
- делает экспертизу и официальные документы, подтверждающие сумму убытка;
- направляет письменное соглашение в банк, в котором спрашивают, куда перечислять денежные средства;
- получает официальный ответ и делает перевод компенсационной выплаты.
Если долг по кредиту меньше размера страховой выплаты, то компенсация делится между банком и страхователем. В официальном ответе финансовая компания указывает счет заемщика и прописывает точную сумму задолженности по кредитному договору, в пределах которой является выгодоприобретателем.
Также страховщик может сделать перевод в полном объеме на счет банка, когда тот в свою очередь спишет необходимую сумму и пригласит заемщика для получения оставшейся суммы.