Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Журналы операций в бюджетном учреждении 2024 виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все факты хозяйственной жизни учреждения подтверждают соответствующими первичными документами. Недопустимо внесение хозяйственных операций и записей в бухучет без первички. Фактически учетные регистры — это и есть внутренние документы, которые бухгалтер формирует самостоятельно для подтверждения операций финансово-хозяйственной деятельности организации. Информация, содержащаяся в первичной документации, подлежит специальной регистрации, обобщению и накоплению в особых журналах, ведомостях, книгах и карточках бухучета.
Новые формы электронных первичных учетных документов.
Согласно проекту планируется утвердить следующие формы электронных первичных учетных документов:
Наименование документа (форма) |
Порядок формирования (применения) |
Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств (ф. 0510433) |
Формируется ответственным членом комиссии по поступлению и выбытию активов (далее – комиссия), уполномоченной принимать решение о переводе основных средств на консервацию/расконсервацию |
Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0510434) |
Применяется для оформления приема-передачи имущества (в том числе основных средств, материальных запасов) в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением имущества. Заполняется лицом, ответственным за сохранность и (или) целевое использование имущества |
Акт о признании задолженности безнадежной к взысканию задолженности по доходам (ф. 0510436) |
Формируется членом комиссии, ответственным за его составление, в целях оформления решения о признании безнадежной к взысканию задолженности, принимаемого комиссией в отношении дебиторской задолженности по доходам, не уплаченным в установленный срок, выявленной по результатам проведения инвентаризации, на основании документов, подтверждающих обстоятельства (случаи), указывающие на безнадежность взыскания указанной задолженности |
Решение о списании задолженности, не востребованной кредиторами, с учета по счету № (ф. 0510437) |
Составляется членом комиссии, ответственным за его формирование, в целях оформления решения, принимаемого комиссией в отношении не востребованной в срок (просроченной, не подтвержденной по результатам инвентаризации) кредиторской задолженности по расходам, доходам (переплатам), долговым обязательствам, выявленной по результатам проведения инвентаризации |
Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439) |
Применяется в целях оформления решения учреждения (обособленного подразделения (филиала), наделенного правом по ведению бухгалтерского учета) о проведении инвентаризации с указанием:
Формируется ответственным исполнителем, уполномоченным на оформление решения о проведении инвентаризации, на основании информации, представленной в документах, устанавливающих порядок (положение) о проведении инвентаризации, списочный состав инвентаризационных комиссий, порядок согласования документов и списочный состав согласующих должностных лиц |
Решение комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов о прекращении признания активом объекта нефинансового актива (ф. 0510440) |
Составляется комиссией и применяется в целях прекращения признания объектов материальных ценностей активами (в том числе основных средств, материальных запасов, нематериальных активов). Заполняется ответственным исполнителем и оформляется на каждый объект учета, который больше не соответствует критериям актива |
Решение комиссии по поступлению и выбытию активов об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442) |
Применяется для оценки стоимости имущества (в том числе основных средств, материальных запасов, нематериальных активов, непроизведенных активов), отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы. Заполняется ответственным исполнителем |
Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (ф. 0510445) |
Составляется членом комиссии, ответственным за его формирование, в целях оформления решения, принимаемого комиссией учреждения (его обособленного подразделения (филиала)) о признании задолженности неплатежеспособных дебиторов сомнительной и выбытии с балансового учета учреждения (обособленного подразделения), а также о восстановлении сомнительной задолженности на балансовых счетах учреждения (обособленного подразделения) |
Решение о восстановлении кредиторской задолженности (ф. 0510446) |
Формируется в целях оформления решения о восстановлении списанной с учета кредиторской задолженности по расходам, доходам (переплатам), кредитам, займам (ссудам) на основании документов, подтверждающих требования заявителя, регистрацию денежного обязательства (при необходимости) и наличия информации о признании задолженности не востребованной кредиторами, отраженной в решении о списании задолженности, не востребованной кредиторами, с учета по счету № (ф. 0510437) |
Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836) |
Применяется для формирования заключения инвентаризационной комиссии по результатам проведенной инвентаризации в кассе учреждения на основании данных инвентаризационной описи наличных денежных средств (ф. 0504088) |
Ведомость выпадающих доходов (ф. 0510838) |
Применяется для отражения в учете операций, отражающих финансовый результат от операций по уменьшению (списанию) суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) в соответствии с законодательством РФ. Составляется ответственным исполнителем |
Ведомость начисления доходов (ф. 0510839) |
Формируется администратором доходов бюджета и применяется для отражения в учете операций по начислению администрируемых доходов. Составляется ответственным исполнителем |
Ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431) |
Составляется администратором доходов бюджета и применяется для отражения в учете операций по начислению администрируемых доходов по группам плательщиков, в случае ведения персонифицированного учета данных по плательщикам указанных платежей в рамках выполняемых администратором доходов бюджета полномочий и проведения на постоянной основе сверок данных бюджетного учета (группового) с данными персонифицированного учета по плательщикам доходов в бюджет. Формируется ответственным исполнителем |
Новый регистр бухгалтерского учета.
Проектом предусмотрен только один новый регистр бухгалтерского учета – журнал операций по забалансовому счету (ф. 0509213) (далее – журнал операций).
Данный регистр применяется для отражения операций текущего периода, а также для отражения бухгалтерских записей по исправлению ошибок, допущенных в прошлых отчетных периодах.
Журнал операций формируется по каждому забалансовому счету, предусмотренному рабочим планом счетов. Хозяйственные операции в нем отражаются в зависимости от характера изменений информации об объекте учета записью увеличения или уменьшения соответствующего забалансового счета, а также информации о наличии объекта учета на момент отражения операции и по итогу отражения операции.
Периодичность формирования журналов операций по конкретному забалансовому счету определяется учетной политикой, но не реже периодичности, установленной для составления и представления учреждением бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой на основании данных регистров.
Рекомендации по оптимизации использования журналов операций в бюджетных учреждениях в 2024 году
1. Автоматизация процесса ведения журналов. Для сокращения времени и ресурсов, затрачиваемых на ручное ведение и анализ журналов операций, рекомендуется внедрение специализированного программного обеспечения. Оно позволит автоматизировать основные операции по регистрации, контролю и анализу данных журналов, а также упростит формирование отчетов и предоставление информации заинтересованным сторонам.
2. Стандартизация кодирования операций. Для обеспечения единообразной и удобной классификации операций в журналах рекомендуется использовать стандартизированную систему кодирования. Это позволит упростить процесс поиска, анализа и сравнения операций, а также обеспечит более точную и своевременную информацию для принятия управленческих решений.
- 3. Регулярное обновление данных. Для максимальной эффективности использования журналов операций, рекомендуется проводить регулярное обновление данных в них. Это позволит оперативно отслеживать текущее финансовое состояние учреждения, выявлять своевременно возникающие проблемы и принимать на них меры.
- 4. Обучение персонала. Обеспечение грамотного использования журналов операций требует квалифицированных специалистов. В связи с этим, рекомендуется проводить регулярное обучение сотрудников, ответственных за ведение и анализ журналов, по актуальным методам и принципам ведения учета.
Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
После внесения поправок в Приказ № 52н учреждения будут оформлять два новых журнала операций ф. 0504071.
В журнале операций межотчетного периода ф. 0504071 отражают операции межотчетного периода, например бухгалтерские записи по изменению входящих остатков по счетам на 1 января текущего года при переходе на новый ФСБУ. Раньше для этого использовали журнал по прочим операциям или журнал, который соответствует виду операций.
Для исправления ошибок раньше применяли журнал по прочим операциям, в котором делали отметку «Исправление ошибок прошлых лет». Теперь для этого есть новый отдельный журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет ф. 0504071. В п. 11 Инструкции № 157н внесли аналогичные изменения и новые регистры.
Приказ № 52н пополнился также и новыми электронными регистрами бухучета:
1. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров ф. 0504093. Его нужно применять для регистрации в хронологическом порядке ПКО ф. 0310001 и РКО ф. 0310002, если их составляют в электронном виде и используют электронный документооборот.
Органы и учреждения, которые по решению Правительства РФ, региональных и местных властей передали полномочия по учету уполномоченным органам, обязательно ведут электронный журнал по форме 0504093. Остальные учреждения могут применять этот журнал, если пропишут это в учетной политике. Форму подписывает ответственный бухгалтер своей ЭЦП.
2. Ведомость дополнительных доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами ф. 0504094. Применяется при централизованном учете. В регистре в электронном виде формируют сведения о командировочных, компенсационных и иных выплатах в натуральной форме физлицам, которые облагаются НДФЛ и страховыми взносами. В этот регистр не включают выплаты, связанные с оплатой труда, и по договорам гражданско-правового характера.
3. Новые электронные формы первичных документов предназначены для оформления расчетов с подотчетными лицами при централизованном учете:
- ф. 0504512 — решение о командировании на территории РФ;
- ф. 0504513 — изменение решения о командировании на территории РФ;
- ф. 0504515 — решение о командировании на территорию иностранного государства;
- ф. 0504516 — изменение решения о командировании на территорию иностранного государства;
- ф. 0504518 — заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема;
- ф. 0504517 — решение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;
- ф. 0504520 — отчет о расходах подотчетного лица.
- Скачайте шпаргалку, чтобы построчно заполнить новый отчет о расходах подотчетного лица ф. 0504520.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Как заполнить отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) 687.8 КБ
- Совершенствование законодательства
- Исправление ошибок прошлых лет
- Иные причины, связанные с изменением законодательства
Системное письмо об особенностях составления сведений об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173, 0503373, 0503773) при формировании отчетности за 2021 год адресовано главным распорядителям средств федерального бюджета, финорганам субъектов РФ, органам управления государственных внебюджетных фондов.
Показатели в сведениях (ф. 0503173, 0503373, 0503773) должны быть подтверждены журналами операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071), журналами операций межотчетного периода (ф. 0504071), пояснениями в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160, ф. 0503360, ф. 0503760) – в части пересчета показателей отчетности.
Изменения показателей вступительного баланса допускаются в случаях:
- совершенствования нормативного правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и отчетности о государственных финансах, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации (КБК), иных изменений законодательства;
- реорганизационных мероприятий (изменения типа государственного или муниципального учреждения);
- исправления ошибок прошлых лет, в т. ч. выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля;
- иных причин, предусмотренных законодательством.
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Бухгалтерский учет почтовых расходов
Почтовые расходы есть в каждом бюджетном учреждении. Учреждения физической культуры и спорта не исключение. Такие расходы включают в себя различные виды затрат, связанных с отправкой писем, бандеролей, почтовых переводов и других почтовых отправлений; с приобретением почтовых марок, маркированных и немаркированных конвертов, иных почтовых бланков; с пересылкой письменной корреспонденции с помощью франкировальных машин; с предоставлением абонентской платы за использование почтовых ящиков и др. В данной статье приведен порядок отражения почтовых расходов в целях бухгалтерского учета в соответствии с новыми Инструкциями по бухгалтерскому учету, применяемыми бюджетными учреждениями.
Расходы на приобретение почтовых марок, конвертов
и иных почтовых бланков
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н (далее — Указания) и действующими с 2011 г., расходы на приобретение почтовых марок отражаются по подстатье 221 «Услуги связи» Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). По этой же статье следует отражать и расходы на приобретение конвертов и почтовых бланков, если на них присутствуют государственные знаки почтовой оплаты (почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи), другими словами, расходы на приобретение маркированных конвертов и иных почтовых бланков.
Если знаки почтовой оплаты на конвертах и бланках отсутствуют (немаркированные конверты, бланки), то расходы по их приобретению следует отражать по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
При ведении бухгалтерского учета бюджетные учреждения физической культуры и спорта должны руководствоваться Инструкцией по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), а также:
- Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н), — в случае, если в переходный период в отношении бюджетного учреждения не принято решение о предоставлении субсидий в соответствии со ст. 78.1 БК РФ (то есть применяется бюджетными учреждениями — получателями бюджетных средств);
- Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), если начиная с 2011 г. бюджетному учреждению предоставляются субсидии в соответствии со ст. 78.1 БК РФ (то есть применяется бюджетными учреждениями нового типа).
В соответствии со ст. 169 Инструкции N 157н в целях бухгалтерского учета почтовые марки, а также маркированные конверты и бланки относятся к денежным документам и учитываются на счете 201 35 000 «Денежные документы».
Операции, связанные с приобретением и выдачей марок, маркированных конвертов и бланков, отразятся следующими бухгалтерскими записями (п. 50 Инструкции N 162н, п.
Перечень действующих журналов
Бюджетники используют такие виды.
Некоммерческие организации применяют другие.
Наименование журнала-ордера |
|
---|---|
Движение наличных денежных средств в кассе учреждения |
|
Расчетные счета |
|
Специальные банковские счета |
|
Расчеты по кредитам и займам (краткосрочные и долгосрочные) |
|
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
|
Расчеты с подотчетными лицами |
|
Расчеты по налогам и сборам, внутрихозяйственные операции, расчеты по авансам |
|
Основное производство |
|
Учет готовой продукции (товаров, работ или услуг) |
|
Учет целевого финансирования |
|
Основные средства и амортизация |
|
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
|
Вложение во внеоборотные активы |
Учет основных средств и НМА отражает журнал ордер 13. Основанием для его заполнения служат расчеты износа, справки, акты выбытия. Журнал ордер 13 – образец заполнения:
Журнал-ордер №13 по кредиту сч. 01 в дебет счетов |
||||||
Где можно получить более подробную информацию по ведению журнала операций 2?
Если у вас есть вопросы по ведению журнала операций 2 и вы хотите получить более подробную информацию, то вы можете обратиться в Министерство Финансов или налоговую инспекцию РФ. Также вы можете ознакомиться с документами, которые регулируют ведение журнала операций 2, на официальном сайте ФНС России.
Там вы можете найти следующие документы:
- Приказ Минфина РФ от 31 июля 2015 года № 191н «Об утверждении формы журнала операций по расчетам за наличные деньги и (или) подотчетные денежные средства и порядка его заполнения»;
- Письмо ФНС России от 19 мая 2016 года № ГД-4-11/6754@ «О порядке заполнения журнала операций по расчетам за наличные деньги и (или) подотчетные денежные средства»;
- Приказ ФНС России от 23 декабря 2016 года № ММВ-7-6/765 «Об утверждении формы отчета о движении денежных средств и порядка его заполнения».
Кроме того, вы можете обратиться за помощью к квалифицированному бухгалтеру, который сможет дать вам консультацию в этом вопросе. Удачного ведения бухгалтерского учета!
Какие документы должны быть приложены к журналу операций?
При ведении журналов операций в бюджетном учреждении, необходимо прикладывать к ним ряд документов, которые могут подтвердить правильность совершенных операций.
- Копии договоров и счетов-фактур. В случае, когда бюджетное учреждение заключает договоры с контрагентами, копии данных договоров должны быть приложены к журналу операций. Также необходимо представить копии счетов-фактур, которые подтверждают сумму сделанных платежей.
- Акты выполненных работ или оказанных услуг. В случае, когда бюджетное учреждение заключает договоры на выполнение работ или оказание услуг, следует прикладывать акты выполненных работ или оказанных услуг, которые содержат информацию об объеме и качестве выполненных работ.
- Приказы и распоряжения. Все документы, которые регламентируют совершение операций в бюджетном учреждении, такие как приказы и распоряжения, должны быть приложены к журналу операций.
- Кассовые документы. Все кассовые документы, такие как кассовые ордера, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, кассовые документы на выплату заработной платы и т.д., должны быть приложены к журналу операций.
Все приложенные к журналу операций документы должны быть подписаны и отмечены печатью бухгалтерии бюджетного учреждения.
Что нужно знать при ведении журнала операций на кассе?
При ведении журнала операций на кассе необходимо учитывать каждую отдельную операцию, осуществленную поступившими средствами. Это включает в себя все наличные поступления и расходы, а также принятые через платежные системы суммы.
Важно следить за правильностью заполнения журнала. Для этого необходимо указывать точные даты операций, а также детали каждого платежа, включая назначение платежа, идентификатор платежа и источник поступления. Все эти данные должны быть отражены в журнале кассовых операций.
Важно также контролировать баланс кассы и сверять его с данными в журнале операций. Необходимо следить, чтобы все операции были зарегистрированными и не было никаких пропусков или ошибок в записях.
В случае возникновения разногласий или ошибок ведения кассовых операций необходимо своевременно исправлять ошибки и принимать меры по предотвращению подобных ситуаций в будущем.
Итак, как можно увидеть, ведение журнала операций на кассе требует точности, аккуратности и тщательного контроля. Это очень важная задача, которая должна выполняться со всей ответственностью и качественно.
Аудит и контроль представляют собой важные элементы финансового управления в бюджетном учреждении. Они направлены на обеспечение прозрачности и эффективности использования финансовых ресурсов.
Основной целью аудита является проверка соответствия бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения установленным нормам и правилам. Аудит также включает в себя проверку правильности и достоверности финансовой информации, оценку системы внутреннего контроля и управления рисками.
Контроль в бюджетном учреждении представляет собой систему мер, направленных на проверку и обеспечение соблюдения установленных правил и процедур в ходе бюджетного процесса. Контролируются все этапы бухгалтерского учета, начиная с оформления первичных документов и заканчивая составлением отчетности.
Для осуществления аудита и контроля в бюджетном учреждении используются различные методы и инструменты, такие как проведение внутренних и внешних проверок, анализ финансовой отчетности, проверка документов и выполнение других процедур, целью которых является выявление и предотвращение финансовых нарушений и ошибок.
Аудит и контроль являются неотъемлемой частью работы бухгалтерии бюджетного учреждения и способствуют обеспечению эффективного и ответственного управления финансовыми ресурсами. Они помогают гарантировать прозрачность и надежность финансовой отчетности, а также минимизировать риски и обеспечить соответствие установленным нормам и правилам.
Предотвращение коррупционных схем и злоупотреблений
Для предотвращения подобных случаев, необходимо следить за соблюдением принципов прозрачности и открытости в финансовых операциях, а также устанавливать эффективные механизмы контроля и аудита. Журнал операций является важным инструментом в этом процессе, позволяющим отслеживать все финансовые операции и документировать их.
Записи в журнале операций помогают выявить потенциальные нарушения, такие как неправомерные расходы, подтасовки документов, злоупотребления полномочиями и прочие антикоррупционные нарушения. Они также предоставляют возможность анализировать данные и выявлять системные проблемы, что позволяет разрабатывать и внедрять меры по их устранению.
Структура журнала операций должна быть удобной и понятной для всех сотрудников, чтобы они могли быстро и легко вести записи о каждой финансовой операции. Необходимо указывать все детали операции, включая дату, время, сумму, описание и ответственное лицо. Кроме того, в журнале следует указывать любые дополнительные сведения, которые могут помочь в дальнейшем анализе операции.
Важно также установить систему внутреннего контроля, которая будет проверять и подтверждать записи в журнале операций, а также независимый механизм проверки и аудита. Это поможет предотвратить возможные случаи подделки документов или злоупотребления полномочиями сотрудниками учреждения.
Таким образом, журнал операций является важным инструментом для предотвращения коррупционных схем и злоупотреблений в бюджетных учреждениях. Его правильное ведение и анализ помогают выявлять нарушения, оптимизировать работу учреждения и повышать эффективность управления финансовыми ресурсами.