Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы предварительного следствия в РФ 2024». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.
Следственный комитет как главный орган предварительного следствия
В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:
- это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
- он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.
ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.
В систему Следственного комитета входят:
- непосредственно центральный аппарат комитета;
- следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
- следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.
Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.
Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Основные функции Следственного комитета:
- обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
- обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
- выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
- осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
- разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
- изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
- ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
- осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;
Федеральная служба безопасности – следственные отделы
Следственные отделы Федеральной службы безопасности занимаются проведением следственных действий по уголовным делам, ведут оперативные розыски, изучение и анализ информации о преступной деятельности, а также охраняют конституционный строй Российской Федерации.
Основными задачами следственных отделов ФСБ являются:
- Расследование тяжких и особо тяжких преступлений в сфере государственной безопасности;
- Проведение оперативно-розыскных мероприятий для предотвращения и пресечения терроризма и экстремизма;
- Проведение специальных операций по защите государственных интересов Российской Федерации;
- Охрана конституционного строя и обеспечение безопасности государственных учреждений и органов власти;
- Сотрудничество с иными правоохранительными органами и спецслужбами в борьбе с преступностью.
Следственные отделы Федеральной службы безопасности имеют значительные полномочия и проводят детальные исследования преступных схем, оперативных данных и доказательной базы. Они имеют в своем распоряжении специализированное оборудование, применение которого позволяет эффективно решать сложные задачи по раскрытию и расследованию преступлений в сфере национальной безопасности.
Управления ФСИН России– следственные подразделения
Основной задачей управлений ФСИН России является выявление, пресечение и расследование преступлений, совершенных узниками находящимися под их юрисдикцией, а также внутри перевоспитательных и исправительных учреждений. Они активно сотрудничают с другими правоохранительными органами и участвуют в проведении различных оперативно-розыскных мероприятий.
Управления ФСИН России имеют свою структуру и состоят из отделов, которые выполняют различные задачи: отделы следствия, отделы по борьбе с коррупцией, отделы организованной преступности и другие. Каждое управление имеет свою территориальную привязку и осуществляет свою деятельность в определенном регионе страны.
Сотрудники управлений ФСИН России имеют специальные полномочия и права, которые позволяют им эффективно выполнять свои задачи. Они проводят оперативно-следственные действия, участвуют в обысках и задержаниях подозреваемых, а также обеспечивают правопорядок и безопасность в учреждениях исполнения наказания.
Обзор судебной реформы
Судебная реформа, введенная в 2024 году, имела за цель улучшение и эффективности предварительного следствия в России. В результате внесенных изменений был усилен контроль над следствием, повышена независимость судей и упрощена процедура судебного разбирательства. Обзор судебной реформы дает возможность лучше понять изменения, произошедшие в системе предварительного следствия.
Одним из ключевых изменений судебной реформы было введение электронных систем и технологий в работу судебных органов. Теперь все материалы и документы предварительного следствия могут быть хранены в электронном виде, что значительно ускоряет и упрощает доступ к ним. Кроме того, была внедрена цифровая подпись, что позволяет обеспечить конфиденциальность и достоверность представляемых документов.
Еще одним важным изменением в судебной реформе стало создание независимой процедуры назначения судей. Теперь на должности судей могут быть назначены только те, кто отвечает определенным требованиям и удовлетворяет установленным критериям. Это позволяет повысить квалификацию судей и увеличить доверие к системе судопроизводства.
Также судебная реформа привела к упрощению процесса судебного разбирательства. Была введена обязательная предварительная судебная экспертиза, которая позволяет установить факты и доказательства дела до начала судебного процесса. Это помогает судьям принимать обоснованные и справедливые решения, а также сокращает время, необходимое для разрешения дела.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Улучшение доступа к материалам и документам предварительного следствия | Некоторые проблемы с внедрением новых технологий и электронных систем |
Повышение независимости и компетентности судей | Требуется время для освоения новых процедур и правил |
Ускорение судебного процесса и сокращение времени разбирательства дела | Изменение требований и процедур могут вызвать некоторые затруднения |
Обзор судебной реформы позволяет оценить положительные и отрицательные аспекты введенных изменений и перспективы их дальнейшего развития. Внедрение новых технологий, повышение независимости судей и упрощение процедуры судебного разбирательства осуществляются с целью обеспечения справедливости и эффективности предварительного следствия в будущем.
Последствия принятых изменений: перспективы и риски
Принятые изменения в предварительном следствии в 2024 году имеют существенные последствия, отражающиеся на перспективах правопорядка и справедливости в нашем обществе. По мнению экспертов, эти изменения могут привести к как положительным, так и отрицательным последствиям.
Одной из основных перспектив, которую принятые изменения открывают, является более эффективное и рациональное проведение предварительного следствия. Введение новых технологий и методов работы позволит сократить время и ресурсы, затрачиваемые на собирание и анализ доказательств, ускорив процесс разрешения уголовных дел. Это может помочь снизить нагрузку на правоохранительные органы и суды, а также повысить доверие общества к системе правосудия.
Однако, внедрение новых изменений также несет риски и негативные последствия. Появление новых технологий и возможностей может создать угрозу для конфиденциальности и безопасности информации, а также повысить вероятность злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Это может привести к повышению уровня коррупции и нарушению прав граждан, что негативно скажется на доверии общества к системе правосудия.
Организационно-правовые основы деятельности органов предварительного следствия межмуниципальных органов МВД России на районном уровне в свете продолжающейся реформы в системе МВД России Текст научной статьи по специальности; Право
The article analyzes the legal basis for the preliminary investigation the Russian Interior Ministry. Particular attention udelenovedomstvennym subordinate legislative acts of the Russian Interior Ministry, adopted pursuant to the Federal Law «On Police», aimed at resolving the organization of the preliminary investigation at the district level.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости обратиться к правовым основам деятельности органов предварительного следствия МО МВД России, выполняющих возложенные на них задачи по обеспечению в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве путем надлежащей организации предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, подследственных следователям органов внутренних дел.
Обеспечить привлечение следователей к осмотрам мест происшествий в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, подпункта 35.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, утвержденного приказом МВД России от 12 апреля 2013 г. N 200дсп 1 , и подпунктов 6.1 и 7.1 Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом МВД России от 29 апреля 2024 г. N 495дсп 2 , и других нормативных правовых актов МВД России.
3.1. Никто, кроме специально уполномоченных на то законом лиц, не вправе проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве следователей, давать по ним указания, оценивать процессуальные действия, а также решения следователей и руководителей следственных органов, не отмененные в установленном законом порядке.
Формы предварительного расследования (предварительное следствие и дознание)
В соответствии со ст. 150 УПК РФ формами предварительного расследовании являются предварительное следствие и дознание. Правильное определение того, предварительное следствие или дознание должны проводиться по тому или иному преступлению — важнейшая предпосылка законности дальнейшего производства по уголовному делу.
Предварительное следствие
Предварительное следствие, регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.
Предварительное следствие представляет собой систему процессуальных действий и решений следователя, которые состоят в принятии уголовного дела к производству, выполнении следственных и иных процессуальных действий, предъявлении обвинения, применении мер процессуального принуждения, приостановлении и окончании предварительного следствия, а также исполнении итоговых решений по уголовному делу.
Следствие в прокуратуре
Участники следствия в прокуратуре включают следователей и прокуроров. Следователи проводят предварительное следствие, собирают доказательства, анализируют материалы дела. Прокуроры осуществляют надзор за законностью и обоснованностью предварительного следствия, принимают решения о привлечении обвиняемых к уголовной ответственности.
Основные функции следствия в прокуратуре заключаются в обнаружении, регистрации и документировании преступлений, а также в сборе и анализе доказательств. Они также имеют право использовать специальные следственные методы и осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Гарантии прав и свобод граждан в ходе предварительного следствия обеспечиваются соблюдением принципов законности, независимости и неприкосновенности судопроизводства, а также контролем за деятельностью органов прокуратуры. Взаимодействие следствия и суда в рамках уголовного процесса заложено в правилах УПК РФ.
Понятие и система органов предварительного расследования
Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.
Предварительное расследование — деятельность уполномоченных государством органов (органов предварительного следствия и органов дознания) и их должностных лиц по раскрытию, пресечению и расследованию совершенных (готовящихся) преступлений, розыску и изобличению лица (лиц) в совершении преступления, привлечению виновных к уголовной ответственности, принятию мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер, направленных на предупреждение причин и условий преступлений.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об ОРД).
Задачи оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности»): выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе Федеральные законы «О полиции», «Об органах ФСБ», «О государственной тайне», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие, а также указы Президента РФ.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. В этом их отличие от органов дознания и предварительного следствия, которые в своей деятельности руководствуются уголовно-процессуальным законодательством.
На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих государственных органов: органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний.
Оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают возложенные на них задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам; выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ст. 14 ФЗ об ОРД).
Оперативно-розыскная деятельность проводится соответствующими органами самостоятельно, а также по поручению следователя, органа дознания или на основании определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе (ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»): проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности; устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств организаций, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; создавать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации, необходимые для решения задач, установленных законом.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводиться следующие оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности): опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Система органов предварительного следствия
Предварительному расследованию как процессуальной деятельности, присущи определенный порядок и правила, которые на практике при осуществлении производства по уголовному делу соблюдаются дознавателями и следователями. Последовательность действий и порядок принимаемых решений в ходе предварительного расследования позволяют выделить две формы предварительного расследования — предварительное следствие и дознание (Предварительное следствие одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
6. Приказ Генпрокуратуры РФ № 32, МВД РФ № 199, ФСБ РФ № 73, ДНП РФ № 278 от 22.05.1995 «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп».
Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).
Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.
Комментарий к ст. 151 УПК РФ
1. Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.
Значение правил подследственности состоит в обеспечении такого распределения уголовных дел между органами расследования, чтобы каждое уголовное дело было максимально качественно и быстро подготовлено к судебному разбирательству. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так, они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подобных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования, который, возможно, назначен ad hoc (специально для данного случая — лат.), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (ст. 381) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7). Так, на практике получило распространение нарушение подследственности по уголовным делам, возбуждаемым по ч. 1 ст. 228 УК. Настоящий Кодекс относит эти дела к компетенции органов госнаркоконтроля (п. 8 ч. 3 ст. 151), а расследуют их ОВД.
2. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида (признака) подследственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) — ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная или личная подследственность); б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность); в) исключительной компетенции органа уголовного преследования (универсальная подследственность).
3. Комментируемая статья регламентирует предметную подследственность и исключения из нее. Предметный признак подследственности выражен в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. О территориальной подследственности см. коммент. к ст. 152.
4. Если с точки зрения предметного признака по уголовному делу обязательно производство предварительного следствия (состав преступления не подпадает в перечень ч. 3 ст. 150 УПК), то в силу персонального признака следователи прокуратуры производят предварительное следствие по преступлениям, совершенным: а) лицами, обладающими служебным иммунитетом (см. ст. 447 УПК и коммент. к ст. 447); б) должностными лицами, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК правоохранительных органов; в) лицами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении соответствующего учреждения.
Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ вне зависимости от квалификации преступления (даже если оно по квалификации относится к дознанию или к органам ФСБ) проводят предварительное следствие по преступлениям, совершенным в отношении лиц, указанных:
1) в подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их профессиональной деятельностью;
2) в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их служебной деятельностью. Об исключениях из персональной подследственности следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ см. коммент. к ч. 4 ст. 151.
5. Часть 3 комментируемой статьи допускает неоднозначное толкование подследственности органов госнаркоконтроля. Все преступления, отнесенные к их компетенции (п. 8 ч. 3 ст. 151), по буквальному смыслу п. 1 ч. 3 ст. 151 одновременно относятся к подследственности дознания ОВД. Причина такой неопределенности состоит в том, что Законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ в часть 3 комментируемой статьи был введен п. 8, а в п. 1 соответствующие изменения не внесли. Данная неопределенность на практике может разрешаться двумя способами: либо с помощью коррекционного толкования п. 1 ч. 3 ст. 151, когда вместо слов «в пунктах 3 — 6» следует читать «в пунктах 3 — 8», либо с помощью аналогии с альтернативной подследственностью (о ней см. коммент. к ч. ч. 5 и 6 ст. 151): указанные в п. 8 ч. 3 ст. 151 преступления расследует тот орган, который их выявил и возбудил, а споры о подследственности разрешает прокурор.
6. Правом проводить дознание по соответствующему поручению прокурора наделены следователи органов Госнаркоконтроля по делам, отнесенным к «дознавательской» подследственности этих органов. Следователи ОВД в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ в п. 1 ч. 3 комментируемой статьи, утратили право проводить дознание.
Формы предварительного расследования (предварительное следствие и дознание)
В соответствии со ст. 150 УПК РФ формами предварительного расследовании являются предварительное следствие и дознание. Правильное определение того, предварительное следствие или дознание должны проводиться по тому или иному преступлению — важнейшая предпосылка законности дальнейшего производства по уголовному делу.
Предварительное следствие
Предварительное следствие, регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.
Предварительное следствие представляет собой систему процессуальных действий и решений следователя, которые состоят в принятии уголовного дела к производству, выполнении следственных и иных процессуальных действий, предъявлении обвинения, применении мер процессуального принуждения, приостановлении и окончании предварительного следствия, а также исполнении итоговых решений по уголовному делу.
Окончание предварительного расследования
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.
Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).
Роль и функции участников уголовного судопроизводства в России
Уголовное судопроизводство — это сложный процесс, включающий в себя различные действия, направленные на выяснение обстоятельств преступления и предотвращение беззакония. В России уголовное судопроизводство осуществляется органами предварительного следствия.
Участники уголовного судопроизводства в России играют важную роль и выполняют необходимые функции для обеспечения справедливого судебного процесса. Они включают следующих лиц:
1. Следователи. Сотрудники уголовного розыска, которые проводят предварительное следствие. Их функцией является сбор и анализ доказательств, допрос свидетелей и подозреваемых, а также принятие решения о возбуждении или прекращении уголовного дела.
2. Прокуроры. Государственные обвинители, которые представляют интересы государства в уголовном процессе. Они осуществляют надзор за законностью деятельности следователей и принимают решения о привлечении лица к ответственности.
3. Защитники. Адвокаты, которые представляют интересы подозреваемых и обвиняемых в уголовном процессе. Их задачей является оказание юридической помощи, защита прав и интересов подзащитного в суде.
4. Судьи. Независимые и беспристрастные лица, которые рассматривают дела по уголовным обвинениям. Их главной задачей является принятие справедливого решения на основе представленных доказательств и норм уголовного права.
Участники уголовного судопроизводства в России сотрудничают и взаимодействуют друг с другом для обеспечения справедливости и защиты прав всех сторон процесса. Они имеют различные роли и функции, но их цель — обеспечить справедливое и законное рассмотрение уголовных дел.
Открытое производство
Открытое производство – это этап уголовного процесса, который наступает после возбуждения уголовного дела и осуществления предварительного следствия.
В ходе открытого производства участники предварительного следствия представляют собранные доказательства и аргументы перед судом. Они стремятся установить правду и доказать виновность или невиновность подозреваемого или обвиняемого.
Открытое производство является одной из стадий уголовного судопроизводства в России. В ходе этого этапа важно соблюдать принципы открытости и публичности судебных заседаний, чтобы общественность в подробностях могла ознакомиться с доказательным материалом и аргументами сторон.
В открытом производстве органы уголовного преследования и защита обвиняемого имеют право представлять свои доказательства и аргументы, а также могут вносить ходатайства и возражения. Суд в свою очередь анализирует все представленные материалы и выносит решение о виновности или невиновности подозреваемого или обвиняемого.