86 нк РФ с 1 июля в 2022 году | РусЮрЗащита

86 нк РФ с 1 июля в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «86 нк РФ с 1 июля в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу пункта 2.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам имеющиеся в распоряжении копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы «клиент — банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета), карточек с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период), представителях клиента в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных указанным пунктом.

Копии документов (информация), указанные в абзаце первом пункта 2.1 статьи 86 Кодекса, могут быть запрошены налоговыми органами:

в отношении организации (индивидуального предпринимателя) — в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 Кодекса, вынесения в отношении этого лица решения о взыскании налога и (или) принятия решения о приостановлении операций по счетам этого лица, решения о приостановлении переводов его электронных денежных средств, решения об отмене приостановления операций по счетам этого лица и (или) решения об отмене приостановления переводов электронных денежных средств этого лица;

в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса;

в отношении организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) — на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

В настоящее время проводится работа по внесению соответствующих изменений в приказы ФНС России:

от 19.07.2018 N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении форм и форматов направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) в электронной форме»;

от 31.12.2019 N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении форм представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов»;

от 25.07.2012 N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении Порядка представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

После внесения изменений в вышеуказанные приказы Банк России по согласованию с ФНС России в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 3 статьи 86 Кодекса, внесет изменения в форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов.

До вступления в силу вышеуказанных нормативных правовых актов для применения пункта 2.1 статьи 86 Кодекса территориальные налоговые органы получают указанные в названной норме документы (информацию) в соответствии с полномочиями и в порядке, предусмотренными пунктами 1, 2 статьи 93.1 Кодекса.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам незамедлительно довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Имущественные налоги — 2022: отмена деклараций и другие послабления


Банки обязаны выдавать в течение 3 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа:

— копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денег со счета клиента;

— копии доверенностей на получение (распоряжение) денег со счета клиента;

— копии документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента;

— копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;

— информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях, представителях клиента.

В настоящее время проводится работа по внесению соответствующих изменений в приказы ФНС. После Банк России по согласованию с ФНС внесет изменения в форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов.

До вступления в силу необходимых изменений территориальные налоговые органы получают указанные документы (информацию) в рамках истребования.

1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:

  • налог — не позднее 1 марта следующего года;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.

2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.

3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.

1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.

2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.

А.Е. Крайнев, налоговый юрист

В соответствии со статьей 420 Налогового кодека РФ для организаций и ИП, которые выплачивают вознаграждения в пользу физлиц, объектом обложения страховыми взносами признаются все работникам, подлежащим обязательному соцстрахованию.

Страховые взносы платятся с выплат работникам:

  • По трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
  • По договорам авторского заказа.
  • По договорам об отчуждении исключительного права на произведений и по лицензионным договорам.

Для большинства компаний установлен основной базовый тариф страховых взносов в размере 30 %:

  • 22 % — на обязательное пенсионное страхование в пределах величины базы для исчисления страховых взносов,
  • 2,9 % — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах базы,
  • 5,1 % на обязательное медицинское страхование.

Сверх предельной величины базы страховые взносы уплачиваются в ПФРпо тарифу 10 %.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) Обязательное медицинское страхование (ОМС)
До достижения предельной величины базы Свыше предельной базы Для россиян и иностранных высококвалифицированных специалистов Для иностранцев без гражданства РФ и временно пребывающих Свыше предельной базы
22% 10% 2,9% 1,8% 0% 5,1%

Право не платить страховые взносы имеют организации, которые выплачивают вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных международном реестре судов России.

Для применения нулевого тарифа взносов, ИФНС может запросить, в частности:

  • копию свидетельства о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в РМРС;
  • список членов экипажа судна (судовая роль);
  • коллективные, трудовые договоры (трудовые соглашения);
  • договоры гражданско–правового характера с членами экипажа судна; действующие квалификационные документы (дипломы и квалификационные свидетельства) на занятие должности члена экипажа судна;
  • паспорт моряка члена экипажа судна;
  • устав службы на судне;
  • отраслевое тарифное соглашение.

Транспортный налог и авансовые платежи по нему в 2022 году уплачиваются в следующие сроки:

Период, за который уплачивается налог/аванс Крайний срок уплаты
За 2021 год 01.03.2022
За I квартал 2022 г. 04.05.2022
За II квартал 2022 г. 01.08.2022
За III квартал 2022 г. 31.10.2022
За 2022 год 01.03.2023

Четыре новых налога, которые ждут россиян в 2022 году

В таблице приведены сроки уплаты страховых взносов на ОПС, ОМС, ВНиМ и травматизм, уплачиваемых работодателями, а также страховых взносов, уплачиваемых ИП за себя.

Вид страховых взносов За какой период уплачивается Крайний срок уплаты
Страховые взносы, уплачиваемые в ИФНС
Взносы с выплат работникам/иным физлицам (на ОПС, на ОМС и на ВНиМ) За декабрь 2021 г. 17.01.2022
За январь 2022 г. 15.02.2022
За февраль 2022 г. 15.03.2022
За март 2022 г. 15.04.2022
За апрель 2022 г. 16.05.2022
За май 2022 г. 15.06.2022
За июнь 2022 г. 15.07.2022
За июль 2022 г. 15.08.2022
За август 2022 г. 15.09.2022
За сентябрь 2022 г. 17.10.2022
За октябрь 2022 г. 15.11.2022
За ноябрь 2022 г. 15.12.2022
За декабрь 2022 г. 16.01.2023
Взносы ИП за себя За 2021 год 10.01.2022
За 2021 год (доплата взносов на ОПС при сумме дохода за 2020 год, превышающей 300000 руб.) 01.07.2022
За 2022 год 09.01.2023
За 2022 год (доплата взносов на ОПС при сумме дохода за 2020 год, превышающей 300000 руб.) 03.07.2023
Страховые взносы, уплачиваемые в ФСС
Взносы на травматизм За декабрь 2021 г. 17.01.2022
За январь 2022 г. 15.02.2022
За февраль 2022 г. 15.03.2022
За март 2022 г. 15.04.2022
За апрель 2022 г. 16.05.2022
За май 2022 г. 15.06.2022
За июнь 2022 г. 15.07.2022
За июль 2022 г. 15.08.2022
За август 2022 г. 15.09.2022
За сентябрь 2022 г. 17.10.2022
За октябрь 2022 г. 15.11.2022
За ноябрь 2022 г. 15.12.2022
За декабрь 2022 г. 16.01.2023

С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:

  • по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
  • капвложениям (ФСБУ 26/2020);
  • документообороту (ФСБУ 27/2021);
  • аренде (ФСБУ 25/2018).

Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.

Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.

Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.

Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.:

  • первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
  • если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.

И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.

Упрощенцев тоже ждет изменение формы отчетности — сдать декларацию за 2021 год нужно на новом бланке.

И возможно, уже с июля 2022 года будет запущен новый налоговый режим для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек и доходами до 60 млн руб. в год — УСН.онлайн. Администрироваться он будет аналогично режиму НПД — без деклараций и через удобный интерфейс.

Налогово-бухгалтерские изменения — 2022

\n\n

\n\t \n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t
\n\t\t\t

Суть поправки

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Соответствующая норма Кодекса

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Дата вступления в силу

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

Суть поправки

Соответствующая норма Кодекса

Дата вступления в силу

Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

Нормы статьи 86 Кодекса действуют в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных детективов и частных охранников.

Указанные категории лиц обязаны при открытии счетов в банковских учреждениях предъявить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

1. Для правильного понимания и применения правил пункта 1 комментируемой статьи необходимо знать следующее:

а) федеральные законы и иные нормативные акты, принятые до вступления в силу части первой настоящего Кодекса и устанавливающие по данному вопросу другие нормативные правовые акты, действуют после 1 января 1999 года лишь в части, не противоречащей Кодексу (абз. 1 ст. 7 Федерального закона N 147-ФЗ);

б) банки — это не только собственно коммерческие банки, но и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (ст. 11 НК РФ);

в) счета, открываемые в банках организациям и индивидуальным предпринимателям, лицам, упомянутым в пункте 1 статьи 86 НК РФ — это:

во-первых, расчетные счета. Они открываются, как правило, юридическим лицам — коммерческим организациям, а также индивидуальным предпринимателям и предназначены для зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), учета доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов, иных поступлений, осуществления расчетов по уплате налогов и сборов с контрагентами по договорам, с работниками по зарплате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решению судов и других органов, имеющих право взыскивать средства со счетов в бесспорном порядке;

во-вторых, текущие счета. Они обычно открываются юридическим лицам — некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, филиалам и представительствам организации и предназначены для операций по расчетам (аналогичные операциям по расчетным счетам). Кроме того, на текущие счета зачисляется выручка от осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности. Текущие счета филиалов и представительств (в том числе и коммерческих организаций) используются исходя из полномочий, определенных в положениях о них, утверждаемых данной организацией;

иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые (с которых) зачисляются денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей;

г) примером упомянутых иных банковских счетов могут служить:

— валютные счета (текущие, транзитные);

— ссудные счета. Они открываются банком в случае предоставления банковских кредитов. Средства с этих счетов могут (в соответствии с кредитным договором) направляться либо на расчетный (текущий) счет заемщика, либо на оплату кредитуемых материальных ценностей и затрат, включая зарплату с одновременным перечислением сумм «Н и С»;

— бюджетные счета. Они открываются организациям (чаще всего учреждениям), финансируемым за счет соответствующего бюджета. Средства с этих счетов расходуются на цели бюджетного финансирования.

С другой стороны, в комментируемой статье не имеются в виду депозитные счета как индивидуальных предпринимателей (и приравненных к ним лиц), так и организаций.

Индивидуальные предприниматели (лица, приравненные к ним) открывают депозитные счета по договору банковского вклада. Иначе говоря, физическое лицо (за рамками осуществления предпринимательской деятельности) в полной мере сохраняет свое право и дееспособность, в том числе возможность открывать вклады в банках, на основании договора банковского вклада.

Организации открывают в банках депозитные счета в целях сохранения и приумножения своих денежных средств. При этом, во-первых, юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах, т.е. на депозитных счетах) денежные средства другим лицам (п. 3 ст. 834 ГК РФ). Во-вторых, взыскание налога с депозитного счета не производится, если не истек срок действия депозитного договора (п. 5 ст. 46 НК РФ). В-третьих, в статье 11 НК РФ не случайно подчеркивается, что под банковским счетом в настоящем Кодексе понимается счет, на который зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организации и индивидуальных предпринимателей. Организации и индивидуальные предприниматели должны сообщать в налоговый орган по месту учета сведения об открытии (закрытии) счета в банке по формам, прилагаемым к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (об этом см. комментарий к ст. 84 НК РФ).

На основании статьи 834 ГК РФ и статей 11, 46, 86 НК РФ мы с вами можем сделать следующий вывод: на депозитные счета, открываемые индивидуальными предпринимателями и организациями, действие статьи 86 НК РФ не распространяется;

д) правила статьи 86 НК РФ не действуют в отношении банковских счетов, открытых частными нотариусами, охранниками, детективами, а также другими физическими лицами, приравненными к индивидуальным предпринимателям для целей налогообложения (т.е. банки не обязаны сообщать в налоговый орган об открытии ими счетов);

е) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, о котором говорится в комментируемой статье, — это документ, выдаваемый налогоплательщику по его заявлению;

ж) без предъявления упомянутого свидетельства банк не вправе открыть лицам, перечисленным в статье 86 НК РФ, счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства. За нарушение этого правила банк привлекается к ответственности по статье 132 НК РФ, а его руководители — по статье 15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.

В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

Семьи с детьми освободили от уплаты НДФЛ при продаже единственного жилья

Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

  • общая численность штата не превышает 5 человек;
  • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

  • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
  • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
  • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

  • Новые налоговые декларации и документы
    • О новой форме декларации по налогу на прибыль с 2022 года
    • О новой форме декларации по налогу на имущество
    • О новой форме РСВ
    • Об утверждении формы заявления для применения льгот по налогу на имущество
    • О порядке применения заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество
    • Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта
    • Об утверждении сообщения об исчисленных налоговым органом налогах
    • О подаче сообщений по транспорту и земельным участкам
    • О применении заявления о прекращении исчисления транспортного налога при изъятии транспорта
  • Новые федеральные стандарты и бухотчетность
    • О ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
    • О новом ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
    • Об применении ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
  • Налоговые изменения для бизнеса
    • Об освобождении от НДС общепита с выручкой до 2 млрд руб.
    • О НДС при перепродаже бытовой техники, купленной у граждан
    • О новых правилах начисления и уплаты транспортного налога
    • О едином сроке уплаты налога на имущество и отмене отчетности
    • Об изменении порядка налогового учета безвозмездной помощи НКО
    • О новом порядке признания расходов в НУ на санаторно-курортное лечение работников
    • О невозможности учета в НУ платежей в бюджет в счет возмещения ущерба
    • О новых правилах начисления амортизации при модернизации и реконструкции ОС
    • О продлении ограничения 50% на учет убытков прошлых лет
    • Об утверждении перечня КБК на 2022 год
  • Вычеты и пособия
    • О порядке получения физкультурного вычета
    • О новых правилах подсчета страхового стажа для расчета больничных
  • Новшества отчетности
    • О новом порядке представления годовой бухотчетности в ГИРБО с 2022 года
    • О новых формах отчетности НКО
    • Об уточнении сроков представления аудиторского заключения в ГИРБО
    • О новых правилах предоставления бухгалтерской отчетности
    • О новых поводах сдачи СЗВ-СТАЖ
  • Электронный документооборот и электронные подписи
    • О запуске ГИС ЭПД в постоянную работу
    • О новых правилах работы с электронными подписями
    • О новых требованиях к операторам ЭДО
  • Новое в маркировке товаров
    • Об ужесточении наказаний для продавцов маркированных товаров
    • Об обновлении правил маркировки обувных товаров
    • О переносе сроков обязательной маркировки велосипедов
  • Другие изменения
    • О машиночитаемых электронных доверенностях с 2022 года
    • О новой Товарной номенклатуре ВЭД и Едином таможенном тарифе ЕАЭС
    • О продлении моратория на проверки малого бизнеса
    • Об электронной регистрации ККТ
    • О новой инструкции ЦБ РФ об открытии, ведении и закрытии банковских счетов
    • Об утверждении формы акта утилизации отходов для производителей и импортеров
    • О передаче сообщений в Роскомнадзор о рекламе в интернете
    • О новых обязанностях работодателей на портале «Работа в России»
    • О новом размере взносов, уплачиваемых ИП за себя

С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.

Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб. Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.

Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст. 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.

Как известно, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения суммы недоимки. При этом не редкость, когда сумма пени в требовании гораздо меньше той, которая будет на дату фактического погашения долга по налогу, а налогоплательщик перечисляет в бюджет только суммы, указанные в требовании. В такой ситуации инспекция может направить требование на «зависшую» сумму пени (с даты требования по день фактической уплаты налога). Отдельного срока для направления требования об уплате задолженности по пеням, когда задолженность по налогу уже уплачена, НК РФ не содержал и зачастую приходилось руководствоваться общими положениями п. 5 ст. 75 НК РФ, разъяснениями Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.51), письмом ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, с учетом которых требование должно направляется не позднее 3 месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части), если ее размер менее 500 руб., а с учетом более новой редакции п.1 ст. 70 НК РФ — менее 3 000 руб.

Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.

Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.

С 23 декабря 2020 года расширен перечень документов, которые могут быть представлены (получены) налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Так, через МФЦ можно будет подать в инспекцию сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, получить налоговое уведомление (п.2.1 ст. 23, п.4 ст. 52 , ст. 362 НК РФ).

Напоминаем, что организации обязаны уведомить налоговый орган о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, если не получили сообщения об исчисленной инспекцией сумме налогов по таким объектам. Если этого не сделать — штраф 20% от неуплаченной суммы налога (п. 2.2 ст. 23, п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 января 2021 года отменены ограничения по уточнению платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Для них предусмотрены общие «налоговые» правила, т.е. платежи по страховым взносам можно уточнять даже если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС (п. 9 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, уточнено, что излишне уплаченная или излишне взысканная сумма страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, только если по информации территориального органа ПФР указанная сумма в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Следует отметить, что данная поправка связана с Постановлением Конституционного Суда от 31.10. 2019 № 32-П, которым признано «неконституционными» существующие ограничения прав страхователя на возврат излишне уплаченных им взносов.

С 1 июля 2021 года инспекция вправе признать поданную декларацию (расчет) «непредставленной» по основаниям, определенным в закрытом перечне (ст.80 НК РФ). Так, если в ходе «камералки» инспектор выявит наличие хотя бы одного из нижеперечисленных обстоятельств, отчетность будет считаться «непредставленной» (п.4.1 ст. 80 НК РФ):

  • подписание декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
  • дисквалификация генерального директора, подпись которого стоит в отчетности;
  • отчетность подписана электронной подписью (УКЭП) физического лица, умершего еще до даты подписания документа. Напомним, что дата смерти есть в Реестре ЗАГС;
  • в отношении генерального директора, который подписал отчетность, в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности информации;
  • до даты подачи отчетности компания исключена из ЕГРЮЛ;
  • данные декларации по НДС не соответствуют установленным контрольным соотношениям;
  • общая сумма страховых взносов в расчете по не соответствует данным по каждому застрахованному.

Кстати, сейчас инспекторы тоже могут признать отчетность «непредставленной» — основания поименованы в пункте 19 Административного регламента (утв. Приказом ФНС от 08.07.2019 года № ММВ-7-19/343). Например, это подача декларации не в ту инспекцию, не по той форме (формату), случаи, когда не подтверждены полномочия подающего отчетность, декларация подписана дисквалифицированным руководителем.

То есть, с июля 2021 года закрепляются на законодательном уровне положения, фактически действующие сейчас, а в отношении декларации по НДС вводится еще одно основание, когда она может считаться «непредставленной» — данные отчетности не соответствует контрольным соотношениям, определенным ФНС.

О факте непредставления отчетности инспекция уведомит в течение 5 рабочих дней со дня выявления «нехорошего» обстоятельства (п.4.2 ст.80 НК РФ в ред. с 01.07.2021 г.).

Если установлены несоответствия показателей представленной декларации по НДС по контрольным соотношениям (нарушен порядок заполнения) — инспекция «обрадует» уведомлением по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации (п. 5.3 ст. 174 НК РФ).

Чтобы исправить ситуацию и декларация была признана вовремя сданной надо успеть представить исправленную отчетность в течение 5 рабочих дней после получения уведомления, (новые п.5.3 и 5.4 ст. 174 НК РФ).

Кстати, с 01.07.2021 года полномочия лица, подписавшего декларацию, можно подтвердить электронным документом (доверенностью), подписанным УКЭП доверителя (п. 5 ст. 80 НК).

ФНС должна успеть к июлю 2021 года подготовить электронный формат доверенности на подписание от его имени отчетности и порядок ее направления по телекоммуникационным каналам связи.

Указанные новшества касаются налоговых деклараций (расчетов), поданных в налоговый орган после 01.07.2021 года.

Основание — Закон № 374-ФЗ.

Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля

С 1 июля 2021 года у налоговой службы появится новое основание для проведения повторной выездной налоговой проверки (ВНП). Она может быть проведена не только в случае, если за проверенный период представлена «уточненка» в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (пп.2 п.10 ст.89 НК РФ), но и в случаях, когда в уточненной декларации увеличена заявленная к возмещению сумма НДС (акциза) либо увеличена сумма полученного убытка.

Дополнения в пп.2 п.10 ст. 89 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2020 года № 470-ФЗ.

С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:

  • 06/2020 — по основным средствам;
  • 26/2020 — по капитальным вложениям;
  • 27/2021 — по документообороту;
  • 25/2018 — по аренде.

Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.

С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.

К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:

  • первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
  • если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.

Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.

Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.

Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.

Изменение Налогового кодекса в 2022-2024 годах: как это отразится на бизнесе?

По данному налогу будут обновленные отчетные формы:

  • 6-НДФЛ для работодателей;
  • 3-НДФЛ для физлиц и ИП.

Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.

К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.

Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.

Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.

Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.

Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:

  • для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
  • для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.

Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:

  • заявления на льготу по налогу на имущество;
  • заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
  • заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
  • сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.

Начиная с 2021 года, в гл. 21 НК РФ (налог на добавленную стоимость), была внесена целая система изменений. Часть из них вступили в силу сразу с начала нового года, другие же изменения в НДС с июля 2021 года начнут действовать.

Итак, что изменилось в НДС:

1. Освобождение от НДС банкротов — согласно ранее действовавшему порядку при продаже имущества, составляющего конкурсную массу обанкротившейся компании, полученный доход не облагался НДС. При этом, если организация продолжала вести хозяйственную деятельность (будучи банкротом), то обязанность по уплате налога сохранялась (с доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг).

Законом РФ от 7 октября 2020 года № 320-ФЗ это условие было отменено. Начиная с 1 января 2021 года, компания не должна платить НДС даже, если продолжает реализовывать товары (работы, услуги) после получения статуса банкрота. В этом случае она обязана восстановить НДС (по пока еще не проданным товарам), который был принят к вычету при осуществлении обычной деятельности.

2. Изменение порядка налогообложения IT-компаний — в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ с 1 января 2021 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается реализация исключительных прав только на программы для ЭВМ и базы данных, которые входят в единый реестр российского ПО (формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236).

Данная норма не распространяется на реализацию исключительных прав, в рамках которых предусмотрена возможность размещения рекламы в интернете или получения к ней доступа, распространение предложений о покупке того или иного товара, поиска сведений о покупателях и заключения сделок.

Кроме того, п. 2 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 26.1, согласно которому от НДС также освобождается реализация исключительных прав на ноу-хау, изобретения, промышленные образцы и т. д., в том числе полученных по лицензионному договору.

Таким образом, данное нововведение привело к ограничению круга лиц, имеющих право на использование льготы по НДС, предусмотренной в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Теперь она не доступна организациям, реализующим права на иностранные ПО и БД (так как они не включены в российский реестр).

3. Ужесточение требований к декларации по НДС — в случае, если при проверке декларации налоговый орган обнаружит несоответствие контрольным соотношениям, то такой документ будет считаться непредставленным (аннулируется). При этом налогоплательщик обязан устранить все недочеты в течение 5 дней с момента получения соответствующего уведомления. Вводится такое изменение по НДС с 1 июля 2021 года Законом РФ от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ.

Кроме того, если при запросе пояснений к декларации по НДС, организация представит их не по установленному формату, они будут аннулированы налоговым органом (Закон РФ от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ).

4. Продлен период для представления декларации по НДС (после просрочки) — согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления декларации, в том числе по налогу на добавленную стоимость, в течение 10 дней (с момента наступления установленного законом срока) налоговые органы вправе заблокировать банковский счет организации.

Законом РФ № 368-ФЗ этот период был увеличен до 20 дней. Начнут действовать такие изменения в НДС с июля 2021 года.

5. Изменен порядок возмещения НДС — до начала нового года оформить возмещение можно было при условии отсутствия недоимок только по налогам федерального уровня.

С 1 января 2021 года требования ужесточились. Теперь недоимки должны отсутствовать не только по федеральным, но также по региональным и местным налогам.

6. Изменение порядка оформления документов по НДС — в связи с введением системы прослеживаемости товаров Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2021 года № 534 были утверждены новые формы счета-фактуры, а также иных документов для расчета НДС. Что изменилось:

  • в форму счета-фактуры добавлена новая строка 5а и графы 12, 12а, 13,
  • в корректировочном счете-фактуре помимо перечисленных выше новшеств также появились отдельные графы для: названия страны, на территории которой произведен товар, номера декларации/партии,
  • в журнале учета счетов-фактур, книге покупок/продаж и в дополнительных листах к ним, появилась отдельная строка для отражения стоимости товара, попадающего в категорию «прослеживаемых».


В интернете с июня текущего года начали появляться новости о том, что налоговая служба займется изучением поступлений на пластиковые карты россиян, в результате чего владельцев карт станут повсеместно вызывать на допросы. Физические лица должны будут предъявить доказательства того, что денежные поступления не являются доходом за оказание каких-либо услуг или выполнение работ. В том случае, если подтверждения не будут предоставлены, ФНС получает право взимать с «доходов» налог по стандартной ставке НДФЛ 13%.

Такие предположения являются заблуждением – никакие поправки в Налоговый кодекс относительно обложения налогом поступлений на карту не были приняты. Давайте разберемся, в каких случаях сотрудники налоговой службы имеют право вызвать на допрос гражданина, расспросить об источнике денежных переводов и доначислить НДФЛ.


С 1 июня 2020 года действительно вносились изменения в текст ст. 86 НК РФ, однако, изменения эти имеют отношение только к счетам в драгоценных металлах – с точки зрения налогового контроля, таковые были приравнены к денежным счетам.

В новых положениях говорится о том, что каждый банк России обязан предоставлять по первому требованию налоговой службы в течение 3 дней с момента получения запроса:

— справки о наличии счетов, вкладов и об остатках драгоценных металлов на счетах/депозитах;

— выписки по операциям на счетах юридических и физических лиц, включая ИП;

— справки об остатках и переводах электронных денежных средств.

Подобные запросы ФНС может делать в 2 случаях: если проводится камеральная проверка (ст. 88 НК РФ), и в случае истребования документов или сведений в согласии со ст. 93.1 НК РФ. Если на карте физлица будут обнаружены денежные средства, происхождения которых следует пояснить, гражданина вызовут на допрос. Если выяснится, что это доходы, и владелец счета уклоняется от уплаты налога, будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога и доначислен НДФЛ 13%.

Хотя недавние изменения в налоговом законодательстве не относятся к контролю за денежными переводами на карты граждан, усиление контроля со стороны ФНС все же очевидно. Если на карту физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) регулярно поступают деньги неизвестного происхождения (особенно если суммы примерно одинаковые, и деньги приходят в один и тот же день), это обязательно привлечет внимание налоговой инспекции – они заподозрят «серые» доходы. В наше время достаточно много людей становится фрилансерами и самозанятыми гражданами, не желая уплачивать НДФЛ и взносы в ПФР.


Согласно положениям ст. 90 НК РФ, налоговые органы имеют право на вызов в ФНС любого гражданина (россиянина, иностранца, лицо без гражданства) в качестве свидетеля, если посчитают, что его показания помогут в осуществлении налогового контроля и предотвращения или пресечения налоговых преступлений.

Согласно п. 2 ст. 90 НК РФ, Постановление ВАС от 30.07.2013 № 57, ст. 51 Конституции РФ, при определенных обстоятельствах не могут быть вызваны в качестве свидетеля:

— Лица, располагающие сведениями, которые могли бы помочь в осуществлении налогового контроля, но которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности, предполагающей сохранение профессиональной тайны (аудиторской, адвокатской и т.д.).

— Граждане малолетнего возраста (до 14 лет), нездоровые физически/психологически люди (инвалиды, недееспособные), в связи с чем не имеющие возможности в должной степени осознавать и оценивать обстоятельства, о которых их планировалось расспросить.

— Отказавшиеся от дачи показаний сотрудники компании-налогоплательщика при приостановлении выездной проверки.

— Граждане, отказавшиеся свидетельствовать против себя и близких людей.

Допрос проводится в отделении ФНС или, в случае наличия у свидетеля физических недостатков, не позволяющих ему явиться в налоговую – по месту жительства гражданина. Свидетельские показания вносятся в протокол по форме, утвержденной приказом ФНС от 08.05.2015.


На самом деле, контроль за движением средств на счетах физических лиц осуществляется налоговой службой давно – согласно положениям Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, банки обязаны передавать ФНС интересующие их сведения. Это мера по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Если на банковский счет физического лица регулярно приходят деньги от другого физического лица, налоговая служба начинает подозревать, что это оплата за оказанные услуги или выполненные работы.

Чтобы не дать повода налоговым инспекторам сомневаться в целях денежных переводов, следует обозначать назначение платежа при его отправке. Необходимо оставить комментарий наподобие «Возвращаю долг» или «Это тебе на день рождения».


Вопрос №1: Меня вызвали свидетелем в налоговую службу, что это может значить? Мне что-либо грозит? Если я проживаю в Москве, меня могут вызвать в налоговую в Екатеринбург?

Ответ: Если юрисдикция налоговой службы, вызывающей свидетеля, не распространяется на регион его проживания, она подает запрос в ИФНС по месту его проживания. Свидетель может быть вызван по достаточно широкому ряду вопросов – от проверки адреса регистрации юридического лица до проверки реальности совершаемых сделок.

Вопрос №2: Как узнать, для чего налоговая служба вызывает гражданина в качестве свидетеля?

Ответ: О причинах вызова гражданина в налоговые органы будет написано в письменном уведомлении (повестке).

В соответствии с новой редакцией статьи 396 НК РФ, орган, осуществляющий государственный земельный надзор, в случае выдачи предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства об использовании для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу, обязан направить в территориальный налоговый орган по субъекту Российской Федерации, где расположен земельный участок, сведения о его неиспользовании для сельскохозяйственного производства. Речь идет об участках, которые принадлежат юридическим и физическим лицам на праве:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

При условии, что они отнесены к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах. Исключение составляют земельные участки, указанные в аб. 4 и 5 пп.1 п. 1 статьи 394 НК РФ. Срок направления в ФНС информации — в течение 10 дней со дня выдачи предписания.

См. также: обзор от КонсультантПлюс (бесплатный доступ):

Новой частью 19 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ или находящееся в их ведении учреждение, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, обязаны представлять сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, в налоговый орган по субъекту РФ. Срок предоставления информации — ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются сведения. В статье указано, что:

Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения о многодетных семьях также должны быть предоставлены в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса. Это необходимо для применения льготы по земельному налогу для многодетных семей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *